Фрагмент для ознакомления
2
1. Информация, поставляемая подсистемой бухгалтерского учета и ее пользователи (внутренние, внешние, другие подсистемы - какие).
В информационном ноле предприятия значительное место занимает система учета, включающая отдельные подсистемы. Каждая из них может рассматриваться как обособленная система, имеющая входы и выходы, в том числе по связям с другими учетными системами. То есть под учетной системой можно понимать как всю учетную работу организации, включающую бухгалтерский, налоговый, статистический и оперативный учет, так и более узкие ее области. Зарубежная теория оперирует данным термином даже при характеристике отдельных калькуляционных методов. Действительно, системы "стандарт-костинг" и "директ-костинг" содержат набор элементов, совокупность и взаимодействие которых приводит к достижению поставленных управленческих целей.
Основными подсистемами бухгалтерского учета являются финансовый учет, управленческий учет и налоговый учет. Параллельное ведение учета на предприятии в разных подсистемах обусловлено расхождением интересов пользователей данных бухгалтерского учета. Каждая из подсистем стремится удовлетворить информационные потребности своих пользователей: финансовый учет акционеров, инвесторов, кредитные учреждения, партнеров по бизнесу; налоговый учет – налоговые органы; управленческий учет – руководителей разного уровня управления. Но все подсистемы функционируют на одном предприятии и должны не только обеспечивать формирование достоверной информации, но и способствовать повышению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.
Финансовый учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Финансовый учет в условиях разделения учетных систем выполняет функции системного бухгалтерского учета, построенного в соответствии с принципами и нормами национальных и международных стандартов. Результатом учетных процессов является финансовая отчетность, которая может быть использована для оценки финансового положения предприятия как внутренними, так и внешними пользователями.
Финансовый учет регулируется государством. В настоящее время сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Первый (законодательный) уровень представлен федеральными законами, постановлениями правительства, указами президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета на предприятиях. Второй (нормативный) уровень составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Третий (методический) уровень образуют инструкции, рекомендации по ведению бухгалтерского учета, издаваемые Минфином России, федеральными органами исполнительной власти (например, План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению). Четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы предприятия, формирующие его учетную политику.
Выделение управленческого учета в качестве подсистемы бухгалтерского учета связано с усложнением организаций, диверсификацией деятельности, необходимостью сохранять коммерческую тайну о затратах в условиях конкуренции и т.д. Экономическая обособленность и независимость предприятий объективно обусловливает усложнение их ориентации в системе экономических связей, и, следовательно, возрастание значимости функций управления предприятием, что привело к появлению управленческого учета. Причем, речь идет не об изменении в терминологии, но о значительном изменении методологии и подходов к его организации. В настоящее время управленческий учет представляет собой сложившуюся подсистему бухгалтерского учета, имеющую приоритетные цели, задачи, структуру и механизм функционирования. В нем создается информация для управления хозяйствующим субъектом, дополнительная к финансовой отчетности. В управленческом учете формируется картина не только фактического состояния дел предприятия, но и модель его деятельности в будущем. Для него характерна многовариантность учетной политики формирования информации для разных целей.
Система управленческого учета основывается на совокупности принципов, методов и процедур и предназначена для формирования информации, необходимой для управления бизнесом и подразделением организации. Значительное влияние на его методологию и методический аппарат оказывает современный период экономического развития, основные особенности которого связаны с качественным скачком в развитии информационных технологий, с глобализацией бизнеса, ростом неопределенности внешней среды и усилением степени конкуренции.
Производственный учет в основном связан с принципами, методами и процедурами учета затраченных ресурсов, доходов и получаемых финансовых результатах. Эта область пересечения интересов финансового и управленческого учета. Результаты этих учетных подсистем могут совпадать, отличаясь лишь по степени агрегирования и детализации информации, либо различаться. Все зависит от выбора идентичных или разных положений учетной политики. Можно сказать, что при единстве соответствующих положений учетной политики производственный учет – это та область, которая связывает финансовый и управленческий учет.
Выделение налогового учета характерно для многих государств. Различают страны, в которых наблюдается разъединение между правом по бухгалтерскому учету и правом по налогообложению (США, Великобритания и Нидерланды), и страны, в которых преобладает превосходство принципов бухгалтерского учета, кроме отдельных случаев (Германия, Франция, Бельгия). Причем, если формы организации взаимосвязей бухгалтерского и налогового учета и степень их формализации изменяются в зависимости от страны, то примеры полного их совпадения крайне редки. Также нет примеров полного разграничения этих учетных систем. Так, "англосаксонский" подход состоит в отделении права по налогообложению от стандартов по составлению финансовой отчетности. Согласно "континентальному" подходу налоговое право и право по бухгалтерскому учету взаимосвязаны, за исключением ряда оговоренных позиций.
Бухгалтерский учет ведется не только для внешних пользователей, его результаты необходимы для принятия решений руководителями предприятия. Причем не только подсистемы управленческого и финансового учета, но и налогового учета по-своему связаны с менеджментом. Налоговый учет и менеджмент связаны между собой областью налогового планирования, которое представляет собой выбор между различными вариантами действий, использование всех допускаемых законом средств, путей и методов, направленных на достижение минимального уровня налоговых обязательств.
Налоговое планирование возможно в связи с тем, что в налоговом законодательстве, во-первых, допускаются разные варианты налогового учета и оценки активов; во-вторых, существуют сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование. В стратегии налоговое планирование обеспечивает информацией менеджеров для принятия решений, во-первых, о выборе организационно-правовой формы и структуры предприятия; во-вторых, о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте регистрации организации (например, в офшорных зонах).
На уровне тактического управления налоговый учет представляет финансовым менеджерам информацию, связанную с правильным и полным использованием налоговых льгот. Налоговое планирование также обеспечивает информацией решение вопросов о более рациональном с налоговой точки зрения размещении полученных средств, выбор путей и методов их расходования. Хозяйствующим субъектам предоставлена возможность выбора вариантов из альтернативных по широкому спектру методов ведения налогового учета.
2. Круг регламентирующих документов, прямо или опосредованно определяющих требования к результату работы подсистемы бухгалтерского учета.
К документам в области регулирования бухгалтерского учета в соответствии с частью первой статьи 21 Закона N 402-ФЗ относятся:
- федеральные стандарты;
- отраслевые стандарты;
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты экономического субъекта.
До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Закона N 402-ФЗ.
До утверждения федерального стандарта бухучета, устанавливающего требования к организации хранения таких документов, в том числе составленных в электронном виде с электронной подписью, действуют Положение о документах и документообороте в бухучете и Правила организации хранения архивных документов. ( Информацию Минфина России N ПЗ-13/2015).
Информационные сообщения Минфина России от 19.05.2015, от 07.04.2016 N ИС-учет-1, от 07.06.2016 N ИС-учет-2, от 24.06.2016 N ИС-учет-3, от 07.07.2016 N ИС-учет-4.
Утверждена программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 - 2018 гг., (Приказ Минфина России от 23.05.2016 N 70н).
Утверждена программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (Приказ Минфина России от 10.04.2015 N 64н).
Приказ Минфина России от 16.05.2016 N 62н «О требованиях к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета»
"Положение о Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения" (утв. Банком России 02.09.2015 N 486-П) (ред. от 27.12.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 N 39197).
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017).
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017).
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017).
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.05.2017).
3. Задачи и функции, возлагаемые на подсистему бухгалтерского учета.
Информационная система предназначена для автоматизации аналитических, организационных и учетных задач основных бизнес-процессов. Решение этих задач в рамках информационной системы позволяет эффективно управлять технико-экономическими показателями деятельности. Информационная система разбита на подсистемы, каждая подсистема ИС решает определенный комплекс задач. Подсистемы выделены в соответствии с сущностью решаемых задач бизнес-процессов. В информационной системе выделены и функционируют лишь такие подсистемы, информация задач которых поддается формализации.
Основные функции подсистемы бухгалтерского учета:
1. Бухгалтерский учет.
2. Учет банковских и кассовых операций
3. Учет ОС и НМА
4. Учет движения материальных и производственных запасов
5. Учет фактических затрат на закупку продукции и оказание услуг
6. Учет реализованной продукции, услуг
7. Учет транспортных расходов
8. Учет расчетов с контрагентами
9. Начисление и выдача заработной платы
10. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
11. Составление бухгалтерской отчетности
12. Расчет показателей эффективности