Фрагмент для ознакомления
2
В Южной Италии Платон повстречался с пифагорейцами и основательно ознакомился с их точками зрения в сфере философии, математики и прочих наук. Дружба Платона и пифагорейцев была весьма продуктивной для философа, они научили его ясности мысли, требовательности и слаженности в построении теории, последовательному и полному анализу предмета, так как их учение боролось за математически точное, логическое мышление, освоение мира в его пространственно-геометрических и структурно-числовых отношениях.
После Южной Италии Платон побывал в Сицилии, где его приняли при дворе сиракузского правителя – тирана Дионисия Старшего. Здесь у него сформировались дружеские отношения с юным аристократом Дионом, шурином тирана. Дионисий, хваткий и умелый политик, господствовавший в Сиракузах 38 лет, с подозрением относился к Платону и его дружбе с Дионом. [11, с. 280]
Крайне скоро философ увидел подлинное положение государства, большая часть граждан была погружена в богатство, чревоугодничество, пьянство и не прилагала ни к чему никаких стараний. Они пользовались результатами трудов рабов. Платон с огорчением понимает, что «подобные государства неизбежно меняют формы правления, впадая в крайности – то в тиранию, то в олигархию, то в демократию. Всякий раз их правители не могут и слышать о справедливости и равноправии». [5, с. 221]
Но Платон веровал в силу философского влияния и пробовал просветить Дионисия. Когда взаимоотношения философа с тираном усугубились, Дионисий выдал Платона спартанцу Поллиду, чтобы тот продал в рабство философа где-то вне пределов Сиракуз. Поллид вывел Платона на невольничий рынок на острове Эгине. Выкупил философа и отослал его в Афины ненароком находившийся на Эгине Анникерид Киренский, видимо знавший Платона со времени его визита в Кирену.
В 387 году до н. э., после 13 лет странствований, в возрасте 49 лет Платон возвратился в Афины. В том же году он купил на краю города дом с садом, где сформировал философскую школу и разместился сам. Афиняне именовали сады и рощи данного живописного уголка. Там и появилась прославленная философская школа Платона, которая просуществовала практически тысячелетие, до 529 года н. э., когда император Юстиниан прикрыл её как рассадник языческой ложной мудрости.
Перед входом в Академию каждого встречала надпись: «Негеометр да не войдёт». Она свидетельствовала о глубоком уважении Платона к математике в целом, и геометрии в частности, как «науке о самых прекрасных мысленных фигурах». [1, с. 301]
По образцу пифагорейцев занятия были двух типов: более общие для обширного круга слушателей и специальные для «узкого кружка посвящённых в тайны философии». Слава платоновской Академии стремительно усиливалась, в ней обучались юноши и девушки со всех концов Эллады. Ряд выпускников Академии в дальнейшем стали знаменитыми учёными, философами, политиками, законодателями.
Работа Платона в академии дважды обрывалась ещё двумя его визитами в Сицилию в 361 и в 366 годах до н. э. В 367г. до н. э. умер Дионисий Старший, а власть в Сиракузах перешла к его сыну Дионисию Младшему.
Дион в своих письмах к Платону по-разному уверял его, что настало подходящее время для практического осуществления в Сицилии платоновских идей о справедливом государственном устройстве, особенно напирая при этом на молодость нового правителя, его уважение к Платону и стремление к философии и образованию. Единственным же последствием нахождения Платона в Сиракузах было изгнание Диона из Сицилии. Сам Платон в Сиракузах находился под наблюдением.
В третий раз Платон побывал в Сиракузах с целью достигнуть примирения Дионисия с Дионом, который находился в изгнании. Достичь этого у него не получилось.
Утомившись от политических интриг и насилия, Платон, по словам Диогена Лаэртского, больше «государственными делами не занимался, хотя из его сочинений видно, что он был государственный человек».[6, с. 150]Остаток жизни Платон отдает своим любимым философским и научным занятиям в Академии, а также работе над диалогами.
Платоновская идеалистическая диалектика возникла в борьбе против материализма Демокрита и Гераклитовой диалектики логоса и мира вещей, а также против античной софистики. Как и любая великая эпоха в истории философии, эпоха Платона определяется постановкой определенного вопроса - размышлением о сущности знания. Этот поворот мышления к самоисследованию проявляется здесь впервые, и большое научное значение Платона состоит в том, что он, в свою очередь, видел в этом главную и наиболее значительную сторону деятельности Сократа.
В «Хармиде», где речь идет о понятии самообладания, Платон разворачивает мысль, что моральное требование самопознания имеет в виду особый вид знания, объектом которого служат не иные предметы, как у обычного знания, а оно само, т.е. имеет в виду знание о знании. Это заимствованная Платоном без всевозможных урезок позиция Сократа. [9, с. 169]
В центре научного учения Платона находится главный вопрос о сущности знания, и в ответе на него он превзошел своего учителя. Сократ постоянно ограничивался тем, что для любого вопроса практической жизни он искал общее правило, на основании которого этот вопрос должен быть разрешен. Его идеалом в жизни было нарушение правил. Философия Сократа, содержание которой было ориентировано на поиск сильных моральных позиций, приняла форму знания, которое выражается в концепциях.
Эта же задача была руководящей и для Платона; однако у него она обрела большие размеры и разветвилась в нескольких направленностях. Известную роль играло при этом, в основном то обстоятельство, что в Платоне, вместе с этико-политическим интересом, появился и чисто научный интерес к математическому познанию.
Бесспорно, в своей философии Платон в такой же мощной степени был под воздействием математических мотивов, в которых он сам содействовал процессу развития греческой математики. Платон увидел в математических проблемах благодатную почву для изучения с помощью понятий, – область точных определений и недоступных сомнению подтверждений. [15, с. 218]
Сократовское требование, чтобы знание было выражено понятиями, у Платона распространилось с практических на теоретические проблемы, а это должно было породить трансформации в самом процессе образования понятий. Сократ пытался вывести общие правила и понятия ценности, отталкиваясь от отдельных суждений, разыскивая и сопоставляя похожие им случаи; но данный индуктивный прием был недостаточен для отыскания математических понятий.
Платон был вынужден осознать неадекватность сократовской схемы, как только его задача - познание, выражаемое в понятиях - предстала перед ним в более широком масштабе. Знания, выраженные в концепциях, должны также прослеживать разделение общих взглядов на виды; он обязан поставить своей задачей представить последовательность и взаимосвязь всех понятий друг с другом.
Для подразделения, Платон позаимствовал метод элейцев: изучение вопроса, анализируя вначале одно потенциальное решение, а затем другое – прямо противоположное. Также он ввел метод гипотетического исследования понятий, который сводился к тому, что пригодность и достоверность добытого мышлением понятия проверялись верностью следствий, которые из него можно вывести.
Все данные действия, – отыскивание понятий, их разделение и размещение в обусловленном порядке, их гипотетическое изучение, Платон объединил общим именем диалектики; понятия же, которыми занимается последняя, он назвал идеями. [7, с. 458]
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2004. –603 с.
2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976. – 544 с.
3. Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1975. – 341 с.
4. Блинников Л.В. Великие философы.– М.: «Логос», 1999.–432 с.
5. Васильева Т.В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотеля.– М., 1985. – 421 с.
6. Доброхотова Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии.– М., 1986. – 350 с.
7. Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. – М.: Мысль, 1993. – 958 с.
8. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона – М., 1988.– 286 с.
9. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М., 1969. – 369 с.
10. Мочалова И.Н. Критика теории идей в Ранней Академии, – Академия. СПб., 1997. –327 с.
11. Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. – 700 с.
12. Платон. Государство. – М.: Наука, 2005.– 576 с.
13. Платон. Законы. – М.: Мысль, 1999.– 832с.
14. Платон. Филеб. – М.: Директ-Медиа, 2002. –142 c.
15. Поппер К.Р.Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона./ Пер. сангл. под ред. В. Н. Садовского. – М.: Феникс,1992. – 448 с.
16. Якушев А. В.Философия.– М.: Приор-издат, 2004. – 224 с.
17. Соколов В.В. Антология философии. – М.: Мысль, 1968. – 286с.
18. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005. – 606 с.