Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие «терроризма» и «террористического акта», их социальные аспекты. Субъекты и объекты классического и современного терроризма.
В наши дни терроризм стал опаснейшим мировым явлением, затрагивающим безопасность многих стран и отдельных регионов, препятствующим нормальному развитию международных отношений. Террористические группировки повышают уровень своих финансовых и технических возможностей. В условиях глобализации происходит стирание границ между государствами, что позволяет беспрепятственному движению денежных средств и информационных потоков, террористическая деятельность приобретает транснациональный характер. Эффективная борьба с терроризмом невозможна без определения четкого понятия данного явления, которое бы вписывалось в реальность, и было всеобще признано.
Понятие «терроризм» возникло довольно давно. В Российской Империи к террористам относили лиц, готовящим покушение на императора Александра II. Со временем под терроризмом стали понимать политическую систему, стремящуюся к поставленной цели путем насильственного подавления всякого противодействия .
К основным признакам терроризма следует отнести следующие:
- применение крайних форм насилия или устрашения;
- повышенная общественная опасность, связанная с созданием непосредственной угрозы для жизни и свободы людей;
- преследование политических, идеологических и религиозных целей;
- достижение целей посредством психологического воздействия на лиц, не являющихся непосредственными жертвами;
- преступные деяния носят демонстративный характер;
- предполагает выдвижение конкретных требований. Необходимо разграничивать понятия «терроризм» и «террор».
Некоторые авторы утверждают, что между указанными понятиями нет разницы, а некоторые, чья точка зрения представляется более правильной, считают, что «терроризм» - это тактическая деятельность негосударственных сил, основывающаяся на политическом противоправном насилии, а «террор» - это те же действия, применяемые со стороны властных структур. Горбунов Ю.С. полагает ошибочным разделять данные понятия, утверждая, что терроризм изначально возник как политическое явление, поэтому нет смысла выделять политический терроризм .
Терроризм как социальное явление в последнее время вышел на первое место как глобальная проблема, которую необходимо решать всем государствам сообща. Меры по нейтрализации этой угрозы требуют адекватных и оперативных решений, при этом следует отметить, что от терроризма ещё не найдены оптимальные защитные механизмы. К сожалению, наша страна Россия испытала на себе череду террористических актов, которые нанесли обществу серьёзный вред.
Под актом терроризма необходимо понимать совершение взрыва или поджога, которые привели к наступлению общественно-опасных последствий в виде смерти и травмированию людей, а также действий, целью которых является устрашение населения и воздействие на принятия решения органами власти нужных преступникам каких-либо действий .
Необходимо отметить, что с помощью преступлений террористического характера: взрывов и поджогов, отравления питьевой воды и воздуха, террористы побуждают органы власти принимать те управленческие решения, которые необходимы преступникам .
Субъекты терроризма представляют собой широкую систему государственных и негосударственных структур, находящихся между собой в сложных отношениях взаимодействия и противоборства. Нередки случаи, когда террористические организации управляются, субсидируются различными государствами либо политическими организациями. Полагаем, что все субъекты терроризма могут быть разделены на следующие виды:
- государства, поддерживающие отдельные террористические организации либо использующие террористические акции в своих политических интересах;
- негосударственные террористические организации, осуществляющие общественно опасные посягательства в политических целях;
- преступные организации, использующие террор как одно из средств достижения неполитических целей;
- террористы-одиночки .
Объекты терроризма:
Первая группа – общие – это объекты ослабления и подрыва:
-внутренняя и внешняя безопасность страны;
- международные связи;
- безопасность граждан.
Вторая группа – объекты непосредственного насильственного (террористического) воздействия – безопасность людей и различных материальных объектов; жизнь, здоровье, свобода конкретных лиц или их персонально неопределенных групп; нормальное функционирование и физическая целостность тех или иных предметов и сооружений (например, имущества, принадлежащего терроризируемым лицам, учреждениям и т. п.) .
Основными особенностями современного терроризма являются:
1) изменение мотивации: если ранее террористические акты совершались против политических и классовых врагов, то в настоящее время террор стал средством разрешения национальных и религиозных противоречий.
2) жертвами террора становятся мирные люди;
3) возникновение новых видов терроризма;
4) изменение динамики террористических актов и увеличения количества жертв террора;
5) терроризм становится анонимным;
6) на первое место вышел международный терроризм.
7) использование новых средств для запугивания людей и целых государств .
Одним из наиболее эффективных методов борьбы с терроризмом является лишение его финансовой базы. Значительная часть финансовых ресурсов добывается террористическими сетями в результате легальной и коммерческой деятельности, посредничества в наркотрафике, а также за счет некоторых благотворительных организаций и фондов, открыто базирующихся в ряде стран Запада и на Ближнем Востоке. С началом глобальной антитеррористической кампании резко активизировалась работа по борьбе с отмыванием средств через банковскую сферу. Ответом на вызов международного терроризма может стать постепенный выход на ревизию современных норм международного права. Пока же активизации межгосударственного сотрудничества, по существу, нет альтернативы.
2. «Монархии» и «республики» как форма правления – сущность, разновидности, плюсы и минусы, возможность и востребованность данных форм правления в России.
Вопросы формирования правового государства во все времена тревожили ученых древности, средневековья, современности и являлись актуальными для философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, какое название носило государство. Значение идеи правового государства среди ученых, политических и общественных деятелей имеет значительные отличия. С.Б. Саутбаева считает, что вне независимости от точек зрения и размышлений о правовом государстве, существование последнего устойчиво ассоциировалось с торжеством гуманизма, закона, законности, и справедливости .
Монархия, как и республика, заслуживает тщательного исследования. К сожалению, сегодня отечественная наука придерживается точки зрения советских ученых, признавая, что «институт монархии утратил свое значение».
Тем не менее Д.А. Каримов высказывает мнение о том, что опыт развития монархических государств, современное положение дел в них показывают обратное: монархи, не принимая заметного участия в политической жизни общества, играют существенную роль в принятии государственных решений. Монархия там нечто большее, чем просто форма правления, упоминаемая в Конституции. Анализировать необходимо и фактические обстоятельства, вытекающие из закрепляемой в основном законе формы правления. Но этого в современной отечественной науке практически не делается .
Монарх (государь; иногда используют термин «правящий» с добавлением главного звания монарха) – глава государства. Человек,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от10 декабря 1998 г.
2. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 31.12.2014.
3. Антонян Ю. Психология террора // Независимая газета. 2006. 29 марта.
4. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М.: Норма: ИНФРА-М,2011. – 380 с.
5. Безопасность жизнедеятельности ULR: https://sdo.svgu.ru/mod/page/view.php?id=3051 (дата обращения: 13.11.2020).
6. Борисов Б. А. Большой экономический словарь / Б. А. Борисов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2010. - 860 с.
7. Варнавский А. Г. Форма правления современного российского государства как объект конституционного регулирования // Социально-экономические явления и процессы. 2016. № 1–2.
8. Власов, А. А. Террористический акт как преступление против общественной безопасности // Молодой ученый. 2019. № 49 (287). С. 296-298.
9. Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. Учебное пособие. М.: ЮИ МВД России, Книжный мир, 2013. С. 66.
10. Горбунов Ю.С. Об определении понятий «террор» и «терроризм»// Журнал российского права. 2010. №2. С.33.
11. Деловой мир ULR: https://delovoymir.biz/kak-vyyti-iz-mirovogo-ekonomicheskogo-krizisa.html (дата обращения: 13.11.2020).
12. Зульфалиева В.Г. О современных нетрадиционных республиках // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 5 (32). С. 631-634.
13. Каримов Д.А. Правовой статус монархии: некоторые основы // Российский юридический журнал. 2008. № 6 (63). С. 233-236.
14. Кузнецова В.С. Об определении понятий "терроризм" и "международный терроризм" // Уголовный закон: современное состояние и перспективы развития:. Материалы II Международной научно-практической конференции, приуроченной ко дню принятия Уголовного Кодекса РФ. 2018. С. 50-54.
15. Мазуркевич Ю.Ю. Миграция как острая проблема современного общества // Педагогические науки. 2017. № 4. С. 12-15.
16. Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. М., 2016. - 896 с.
17. Малиновская Г. А., Прохорова Е. С., Тюсова М. К. Системные технологии в управлении регионом // Власть. 2017. № 2. С. 89–94.
18. Назаров АД. Коммуникационные особенности задействования инвестиционного потенциала международных трудовых мигрантов в социально-экономическом развитии общества // Глобальные демографические проблемы современности: миграции и миграционная политика: Сб. ст. С. 9
19. Парламентская республика ULR: https://studwood.ru/845198/pravo/parlamentskaya_ (дата обращения: 03.04.2020).
20. Пушкарев С.В. Нетипичные формы республик с президентской системой правления // Современное право. 2012. № 7. С.1619.
21. Республика как форма правления: понятие, виды ULR: https://studwood.ru/1180139/pravo/respublika_forma_pravleniya_ponyatie_vidy (дата обращения: 02.04.2020).
22. Савинова Л.А. Социально-экономический аспект развития человеческого капитала в условиях кризиса // Современные технологии в российской и зарубежных системах образования. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 71-76.
23. Саутбаева С.Б. Этапы становления и развития идей правового государства // Молодой ученый. 2015. №4. С. 478-481.
24. Степанян, Д. А. Форма правления в современном российском государстве // Молодой ученый. 2019. № 25 (263). С. 352-354.
25. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1. С. 35.
26. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. - 352 с.
27. ULR: http://www.demographia.ru/ (дата обращения: 15.11.2020).
28. ULR: https://www.pravda.ru/news/expert/1328327-vasilev/ (дата обращения: 13.11.2020)).