Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Социальный статус в широком смысле слова можно понимать как степень престижа, придаваемую положению в обществе. Понятие социального статуса важно сточки зрения понимания ценностных особенностей общества, социального расслоения, связанного со способностью людей соответствовать определенному набору идеалов или принципов, которые считаются важными для общества или определенной социальной группы внутри него.
Социальные статусы существуют практически в каждом обществе. Хотя в мире есть несколько обществ, которые приписывают всем (по крайней мере, взрослым) равный статус, в большинстве обществ действительно существует определенная форма социальной иерархии, в которой одни люди занимают более сильные и доминирующие позиции, а другие люди занимают более слабые и более низкие должности.
Часто это неравенство встроено в саму социальную систему через различные формы структурных компонентов и институтов. Социальные и экономические роли различаются и получают дифференцированный статус в зависимости от того, что определенное общество или культура считает ценными.
В некоторых случаях неравенство в ресурсах и авторитете может быть настолько большим, что те, кто находится в подчинении, соглашаются с этим с небольшим самосознанием.
Но там, где возникает сопротивление, возникает социальный конфликт. Конфликты доминирования - это конфликты о том, кто находится наверху (и внизу) социальной, экономической и / или политической иерархии. Такие конфликты могут возникать между отдельными людьми (например, между братьями и сестрами, одноклассниками или коллегами), между группами (например, между разными расовыми или этническими группами) или между народами, что подчеркивает актуальность изучаемой темы.
Объектом исследования является социальный статус.
Предметом исследования является концептуальные особенности понятия социальный статус.
Целью исследования является анализ понятия социальный статус.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть ролевые концепции личности;
2) охарактеризовать понятие и разновидности социальных статусов.
Степень изученности. Вопросы социального статуса раскрываются в работах таких ученых, как М. Вебер [1], а также отечественных исследователей, таких как В. Волков [2], Г. Нурышев, В.Бразевич [4] и др. В них анализируются различные подходы к пониманию социального статуса, социальной роли человека, типологии социальных статусов.
ГЛАВА 1 РОЛЕВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
Каждый индивид является участником как минимум нескольких социальных групп. В них он занимает собственное положение, которая дает ему определенный набор прав и обязанностей и называется социальным статусом [7].
Личность имеет несколько социальных статусов. Чаще всего положение в обществе определяется одним, главным, или интегральным статусом. Он, в свою очередь, предопределяет ту или иную модель поведения личности. Основной социальный статус индивида требует от него именно такого поведения, которое характерно для данного социального статуса.
То, что личность участвует в различных социальных группах и обладает различными социальными статусами, означает, что эти социальные статусы становятся актуальными в зависимости от того, в какой ситуации индивид оказался.
От того, в какой личность социальной группе, зависит то, какую она играет социальную роль, каких придерживается поведенческих норм, соответствия конкретному социальному статусу в группе.
Роль в социологии - поведение, ожидаемое от человека, занимающего данное социальное положение или статус. Роль - это всеобъемлющая модель поведения, признаваемая в обществе, предоставляющая средства идентификации и размещения человека в обществе. Он также служит стратегией для преодоления повторяющихся ситуаций и работы с ролями других (например, родительско-дочерними ролями).
Термин, заимствованный из театрального обихода, подчеркивает различие между актером и ролью. Роль остается относительно стабильной, даже если ее занимают разные люди: ожидается, что любой человек, которому назначена роль врача, как и любой актер в роли Гамлета, будет вести себя определенным образом. У человека может быть уникальный стиль, но он проявляется в рамках ожидаемого поведения.
Ролевые ожидания включают как действия, так и качества: от учителя можно ожидать не только чтения лекций, задания домашних заданий и подготовки экзаменов, но также его преданности делу, заинтересованности, честности и ответственности. Люди обычно занимают несколько позиций, которые могут быть совместимы или несовместимы друг с другом: один человек может быть мужем, отцом, художником и пациентом, причем каждая роль влечет за собой определенные обязательства, обязанности, привилегии и права по отношению к другим людям [9].
Ролевое поведение в обществе структурируется следующим образом: общество, общность, социальная группа сталкивается с осуществлением определенной роли, в результате чего исполнение этой роли стандартизируется. В результате от каждого следующего «ролевого игрока» ожидают поведения в границах устоявшихся стандартов. Но степень стандартности разных ролей в разных ситуациях различна.
Совокупность всех ролей человека называется ролевым набором. Многообразие социальных ролей и их сочетание рождает индивидуальность личности. Но при этом многообразие социальных ролей порождает внутренние конфликты личности – в структуре личности возникает так называемый ролевой конфликт.
Ролевой конфликт – проявление острого противоречия между ролями или различными сторонами, элементами одной роли, когда эти роли или стороны выступают как несовместимые, исключающие друг друга.
Разрешение ролевого конфликта заключается в гармонизации ролевой структуры личности, а также определенного структурирования системы личных ценностей, которая позволила бы более четко создать систему приоритетов на уровне конкретной личности.
Исследователи разрабатывали различные теории, помогающие лучше понять особенности ролевого поведения.