Фрагмент для ознакомления
2
Международные связи формируются и реализуются под действием различных факторов. Что касается внешнеэкономических связей между странами, то такие факторы могут иметь экономический и организационно-распорядительный характер.
Экономические (в части реализации финансовой политики государства) факторы влияют на экономические и финансовые интересы каждой страны-участницы данных взаимосвязей. К ним относят факторы спроса и предложения; соотношения мировых и внутренних цен, тарифа, курса валюты, процентной ставки; уровня производственного развития страны; экономических стимулов и финансовых планов и др.
Организационно-распорядительные факторы напрямую воздействуют на формирование и развитие внешнеэкономических связей государства посредством различных директивных актов, например, квотирования и лицензирования; таможенных режимов; таможенного оформления товаров; валютного контроля и др.
Активное регулирование страной своих внешнеэкономических связей является основной задачей реализации государственной внешнеэкономической политики.
Внешнеэкономические связи страны представляют собой целенаправленную деятельность государства, направленную на формирование и использование этих связей для развития своего финансово-экономического, политического, а также социального потенциала через активное участие в мировом сообществе [2. С.38].
Внешнеэкономические связи государства основана на следующих принципах:
- принцип перехода страны к постоянным внешнеэкономическим связям;
- принцип ориентации внешнеэкономической политики на долгосрочную перспективу;
- принцип защиты национального рынка и стимулирования финансово-экономического развития;
- принцип разделения функций реализации внешнеэкономической политики внутри страны.
Внешнеэкономические связи касается временного и пространственного аспекта.
Временной аспект определяет процессы формирования и использования внешнеэкономических связей определенный момент времени. Текущая внешнеэкономическая политика затрагивает оперативное регулирование государственной деятельности в части финансов. Долговременная внешнеэкономическая политика направлена на решение масштабных финансовых задач, требующих больших затрат времени и капитала.
Пространственный аспект определят финансового влияние государства на мировую экономику.
Внешнеэкономические связи России включают в себя следующие направления:
1. Внешнеторговая политика, устанавливающая и регулирующая взаимоотношения страны с другими государствами в области финансов, охватывает процессы международного обмена товарами, услугами, информацией [3. С.152]. Эти взаимоотношения строятся на базе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров страны.
Внешнеторговая политика включает в себя экспортную и импортную политику.
Экспортная политика направлена на реализацию на мировом рынке конкурентоспособных товаров страны и стимулирование производства через государственные заказы, бюджетное финансирование, кредиты, финансирование НИОКР и др.
Импортная политика направлена на регулирование ввоза в страну иностранных товаров через прямое ограничение импорта с целью защиты отечественной экономики, использование технических норм и стандартов.
2. Внешнеинвестиционная политика представляет собой совокупность мер по привлечению и использованию иностранных инвестиций на территории страны и регулированию вывоза национальных инвестиций за рубеж [5. С.83].
Внешнеинвестиционная политика включает в себя политику импорта иностранных инвестиций и политику экспорта инвестиций и напрямую касается финансовой стратегии государства.
3. Валютная политика представляет собой совокупность экономических, юридических и организационных методов в области валютных отношений, которые осуществляются государством [4. С.112].
Валютная политика государства представляет собой деятельность государства по целенаправленному использованию своих валютных средств.
Сферой действия валютной политики является валютный рынок и рынок драгоценных металлов и камней.
Текущая валютная политика России подразделяется на дисконтную политику и девизную политику. К валютной политике также относятся валютное субсидирование и диверсификация валютных резервов.
Задачей валютной политики страны является обеспечение нормального функционирования валютной системы, поддержание равновесия платежного баланса страны.
Мерами долговременной валютной политики являются порядок валютных расчетов, режим валютных курсов и паритетов, использование золота и резервных валют, международных платежных средств и др.
4. Таможенная политика страны, целями которой являются [6. С.116]:
- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля страны;
- участие в реализации торгово-политических задач по защите национального рынка.
Таким образом, внешнеэкономические связи государства направлены на создание и реализацию таких финансовых условий, которые бы обеспечили экономическое развитие страны и общий уровень общественного благоденствия. Реализуется внешнеэкономическая политика через торговые, инвестиционные, валютные и таможенные отношения с другими странами.
Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до конца 2030 года основывается на следующих положениях [1]:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 года;
Концепция внешней политики России;
Основные направления деятельности Правительства РФ;
долгосрочные стратегии и программы развития отдельных отраслей и регионов;
нормативные правовые акты Правительства РФ.
Необходимость принятия данной стратегии была вызвана тем, что в долгосрочном периоде в области внешнеэкономических связей Российской Федерации формируется качественно новая ситуация по сравнению с предыдущим периодом. В связи с появлением разных внутренних и внешних факторов (экономическое состояние мира) важное значение приобретает вопрос улучшения финансового положения страны с помощью мирохозяйственных связей.
Проанализируем внешнеэкономическую стратегию России исходя из основных аспектов финансового межгосударственного взаимодействия за последние годы.
Рисунок 1 – Платежный баланс России
Рост профицита счета текущих операций платежного баланса России почти до 115 млрд долл. определил увеличение чистого кредитования остального мира и накопление международных резервов.
По оценке Банка России, за всю историю наблюдений профицит платежного баланса Российской Федерации по итогам 2018 года достиг максимального значения в 114,9 млрд долл. В 2017 году профицит платежного баланса увеличился до 33,3 млрд долл. по сравнению с показателем 2016 года (24,52 млрд долл.), то есть более чем на 36%.
При этом решающим фактором в 2019 году стал торговый баланс – положительное сальдо внешней торговли товарами выросло, составив 194,4 млрд долл. против 115,4 млрд долл. в 2017 году (в 2016-м – 90,2 млрд долл.)
Также в составе торгового баланса наиболее выросли денежные объемы экспорта энергоресурсов в сумме до 261,5 млрд долл. против 193,5 млрд долл.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Стратегия внешнеэкономического развития России до 2030 года
2. Авагян Г.Л. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Инфра-М, 2016. – 491 с.
3. Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. – М.: Кнорус, 2015. – 237 с.
4. Торкунов А.В. Современные международные отношения. – М: Аспект-Пресс, 2016. – 268 с.
5. Федякина Л.Н. Международные финансы [Электронный ресурс]. URL: http://nashol.com/
6. Хасбулатов Р.И. Международные финансы. – М.: Юрайт, 2014. – 567 с.
7. Цыганков П.А. Теория международных отношений. – М.: Юрайт, 2016. – 690 с.
8. Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/
9. Федеральная служба государственной статистики. URL: gks.ru
10. Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/
11. Федеральная таможенная служба РФ. URL: http://www.customs.ru/