Фрагмент для ознакомления
2
- целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов средств ПФР;
- организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
- организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд России;
- межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
- участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
- изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в органы государственной власти предложений по ее совершенствованию;
- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
- разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
ТО ПФР также может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Названные полномочия детализируются и конкретизируются в отдельных законах. Так, права, обязанности и ответственность ТО ПФР как страховщика, осуществляющего обязательное пенсионное страхование в РФ, закреплены в ст. 13 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Обязанности ТО ПФР как субъекта управления средствами пенсионных накоплений закреплены установлены в ст. 10 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования предусматривает права и обязанности органов Пенсионного фонда РФ, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 16). В соответствии с ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ ТО ПФР осуществляет полномочия в сфере дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Отдельные права и обязанности ПФР как страховщика и субъекта управления системой обязательного социального страхования содержатся также в ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
Обязанности ТО ПФР РФ:
1) использовать средства пенсионных накоплений исключительно в целях, установленных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" и Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";
2) заключать договоры с государственной управляющей компанией, государственной управляющей компанией средствами выплатного резерва, а также с управляющими компаниями и специализированным депозитарием, которые отобраны по результатам конкурса, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
3) передавать управляющей компании средства пенсионных накоплений в порядке и сроки, которые установлены договорами доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
4) оплачивать расходы, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений;
5) рассматривать отчеты специализированного депозитария и управляющих компаний о финансовых результатах их деятельности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;
6) расторгать договоры со специализированным депозитарием и управляющими компаниями по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации;
7) принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении управляющей компании, с которой прекращается (расторгается) договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
8) вести обособленный учет средств пенсионных накоплений и обеспечивать режим их учета, позволяющий сверять средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц за прошедший финансовый год, с суммами поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также с суммами дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, суммами взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и суммами взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", суммами средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", и доходами от инвестирования за тот же период, а также средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц нарастающим итогом, с общим объемом пенсионных накоплений;
9) отражать по состоянию на 31 декабря каждого года, не позднее 31 марта следующего года результаты инвестирования средств пенсионных накоплений, порядок расчета которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и средства пенсионных накоплений в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
9.1) отдельно отражать в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, которому еще не установлена выплата за счет средств пенсионных накоплений, по состоянию на 31 декабря года, в котором истекает кратный пяти годам срок с года, в котором Пенсионный фонд Российской Федерации стал страховщиком застрахованного лица по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, не позднее 31 марта следующего года средства пенсионных накоплений, в том числе дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и гарантийного восполнения (в случае его наличия), размер которых определяется в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона;
9.2) проводить (в случае поступления в Пенсионный фонд Российской Федерации из негосударственного пенсионного фонда суммы средств пенсионных накоплений по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", и непредставления сведений, указанных в абзаце третьем пункта 3 статьи 36.4 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах") сверку информации о размере средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, которые формировали накопительную часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - накопительную пенсию) в данном негосударственном пенсионном фонде, с суммой поступивших средств пенсионных накоплений;
9.3) зачислять в резерв по обязательному пенсионному страхованию в случае, если по результатам проводимой в соответствии с подпунктом 9.2 настоящего пункта сверки сумма поступивших от негосударственного пенсионного фонда средств превышает сумму средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, разницу между указанными суммами (сумму превышения) и вести обособленный учет указанной суммы превышения;
9.4) исключать из резерва по обязательному пенсионному страхованию сумму превышения (часть суммы превышения) в случае отражения суммы превышения (части суммы превышения) в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
10) запрашивать и получать у государственной управляющей компании, государственной управляющей компании средствами выплатного резерва и управляющих компаний, отобранных по конкурсу, средства на выплаты за счет средств пенсионных накоплений в соответствии со статьями 38 и 39 настоящего Федерального закона;
11) направлять ежеквартально в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчеты о поступлении страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и направлении на инвестирование средств пенсионных накоплений, о средствах, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, о выплатах за счет средств пенсионных накоплений, а также о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, по "формам", установленным уполномоченным органом исполнительной власти;
11.1) направлять в Центральный банк Российской Федерации отчеты об инвестировании им средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя в пользу застрахованного лица, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации, аккумулируемых Пенсионным фондом Российской Федерации и подлежащих инвестированию им в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, а также о результатах их инвестирования по "формам", в сроки и "порядке", установленные Центральным банком Российской Федерации;
12) направлять ежегодно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет по "форме", установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, о средствах, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц (с выделением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии), и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений (с выделением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии), а также о средствах выплатного резерва, средствах пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата, переданных в доверительное управление управляющим компаниям и т.д.
Новые изменения в работе ПФР РФ:
3 октября 2018 года был подписан Федеральный закон N 350-ФЗ, которым были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий. Закон направлен на обеспечение устойчивого роста страховых пенсий и высокого уровня их индексации. Он предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.
В этой связи ПФР сообщает, в частности, следующее.
Законом закреплен общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (сейчас - 60 и 55 лет соответственно).
Все, кому уже назначена страховая пенсия по старости, будут ее получать.
Все назначенные пенсионные и социальные выплаты в соответствии с уже приобретенными правами и льготами будут выплачиваться.
Повышение пенсионного возраста на первом этапе затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Однако для этих граждан предусмотрен выход на пенсию на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста.
В 2028 году в возрасте 65 лет выйдут на пенсию мужчины 1963 г.р и женщины 1968 г.р в возрасте 60 лет.
Не предусматривается повышение пенсионного возраста для следующих категорий граждан:
- для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемых по результатам специальной оценки условий труда;
- для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья;
- для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины).
Специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, не меняется для граждан, работающих на Крайнем Севере и в приравненных районах. Общеустановленный пенсионный возраст будет поэтапно повышен на 5 лет для мужчин и женщин (до 60 и 55 лет соответственно).
Специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию (составляет от 15 до 30 лет), не меняется для педагогических, медицинских и творческих работников. При этом будет постепенно переноситься срок обращения за пенсией.
Предусматривается новое основание для граждан, имеющих большой стаж. Женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Многодетные матери с тремя и четырьмя детьми получат право досрочного выхода на пенсию. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. Если у женщины четверо детей - на четыре года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений.
Для граждан предпенсионного возраста сохраняется возможность выйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства. Пенсия в таких случаях устанавливается на два года раньше с учетом переходного периода.
Помимо этого, для граждан предпенсионного возраста с 1 января 2019 года увеличивается максимальный размер пособия по безработице с 4900 рублей до 11280 рублей - период такой выплаты устанавливается в один год.
В переходный период по повышению пенсионного возраст сохраняются все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года. Как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет.
Для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве вводится 25-процентная надбавка к фиксированной выплате страховой пенсии.
С 1 января 2020 года увеличится шаг повышения пенсионного возраста государственным служащим - по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста.
Для работодателей вводится административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу по причине их возраста. Помимо этого, за работодателем закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста 2 дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.
Также приводится перечень категорий лиц, которых не затронет повышение возраста выхода на пенсию.
6. Виды работ местных пенсионных органов
Представление граждан к пенсии
Не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста представьте в территориальный орган ПФР (ТО ПФР) заявление; документы, удостоверяющие вашу личность и подтверждающие ваши возраст, место жительства (место пребывания, место фактического проживания), гражданство (как правило, это паспорт); страховой стаж (в том числе трудовая книжка).
К заявлению, поданному от имени гражданина его законным представителем, дополнительно представляются документы, удостоверяющие его личность и полномочия представителя (п. 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015; п. 19 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н; п. п. 2 - 4, 6, 53 Перечня, утв. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н; п. 19 Административного регламента, утв. Постановлением Правления ПФР от 23.01.2019 N 16п).
Заявление можно представить в ТО ПФР непосредственно (лично, в том числе при выездном приеме, или через представителя), по почте, через МФЦ (при наличии соответствующего соглашения между ТО ПФР и МФЦ) или в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР (п. п. 3, 82, 84, 90, 134 Административного регламента; п. 4 Правил N 884н).
По общему правилу заявление и документы для оформления пенсии подаются в любой ТО ПФР (п. 91 Административного регламента).
При обращении за страховой пенсией по старости, а также для подтверждения дополнительных обстоятельств, связанных с ее назначением, к заявлению потребуется приложить необходимые документы, например подтверждающие наличие иждивенцев. Факт и дата приема заявления ТО ПФР подтверждаются уведомлением о приеме и регистрации заявления, которое выдается заявителю (при личном обращении) либо направляется ему по почте либо по электронной почте (п. п. 22, 23, 72 Административного регламента).
Если к заявлению о назначении пенсии вы приложили не все необходимые документы, вы вправе представить их в течение трех месяцев со дня получения соответствующего разъяснения ТО ПФР. При этом днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления и документов ТО ПФР. При их направлении по почте или представлении в форме электронного документа - дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления или дата подачи заявления в форме электронного документа. При подаче документов через МФЦ днем обращения за пенсией будет дата приема заявления МФЦ (ч. 2 ст. 22 Закона N 400-ФЗ; п. 73, абз. 4, 5 п. 90, абз. 9 п. 113, абз. 3 п. 134 Административного регламента).
ТО ПФР рассматривает заявление о назначении страховой пенсии в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления. Срок рассмотрения заявления может быть приостановлен до завершения проверки, представления дополнительно запрошенных документов, но не более чем на три месяца (ч. 7, 8 ст. 22 Закона N 400-ФЗ; п. 38 Правил N 884н; п. 13 Административного регламента).
Если ТО ПФР отказал в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, он обязан известить об этом заявителя в течение пяти рабочих дней после дня вынесения решения. При этом ТО ПФР должен указать причины отказа и порядок его обжалования, а также вернуть все представленные заявителем документы (ч. 9 ст. 22 Закона N 400-ФЗ).
По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Дата назначения пенсии считается датой выхода на пенсию (п. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ).
В настоящее время выдача пенсионных удостоверений прекращена, что не отменяет уже действующие, имеющиеся на руках у пенсионеров удостоверения.
Для подтверждения факта назначения и размера пенсии по желанию (т.е. необязательно) можно получить соответствующую справку при обращении к специалисту клиентской службы территориального управления ПФР, а также в МФЦ. Кроме того, справку можно заказать на сайте ПФР в "Личном кабинете застрахованного лица" либо в разделе "Электронные сервисы / Предварительный заказ документов/справок ПФР".
Подготовка и оформление пенсионного дела
За 1 год до права на пенсию в Управлениях Пенсионного фонда формируются списки предполагаемых пенсионеров. По списку готовятся письма-приглашения. В отношении работающих граждан письма направляются страхователям (работодателям), в отношении неработающих – по месту жительства застрахованного лица. Получив письмо-приглашение застрахованные лица обращаются в Управления Пенсионного фонда.
Специалисты по оценке пенсионных прав проверят представленные документы. Проведут их правовую оценку. В случае необходимости окажут содействие в направлении запросов.
При обращении в Управление Пенсионного фонда необходимо представить следующие основные документы:
- Документы, удостоверяющие возраст, место жительства, принадлежность к гражданству - паспорт (для граждан РФ) или вид на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства);
- Свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
- Документы о страховом стаже. Основной документ - это трудовая книжка застрахованного лица. При необходимости трудовой договор, справки работодателей, архивные справки, выписки из приказов, военный билет.
- Документы о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности. Сведения о заработке за 2000-2001годы можно учесть по данным, имеющимся в Пенсионном фонде.
Для подтверждения дополнительных обстоятельств потребуются документы:
- об изменении фамилии, имени, отчества. В качестве таких документов предъявляются: свидетельство о заключении брака, свидетельство о перемене имени, свидетельство о расторжении брака;
- о нетрудоспособных членах семьи (свидетельство о рождении);
- подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении. Это подтверждается справкой жилищных органов, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими требуемые сведения, а в необходимых случаях – решением суда об установлении данного факта);
- подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (справки, уточняющие особый характер и условия работы);
- о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (трудовая книжка, а в необходимых случаях справки работодателя).
7. Кто несет ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии? В каких случаях прекращается выплата страховой пенсии?
Физические и юридические лица согласно ст. 28 ФЗ «О страховых пенсиях».
Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае:
1) смерти пенсионера либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим. В случае, если в соответствующем решении суда указана дата объявления гражданина умершим или признания его безвестно отсутствующим, срок прекращения выплаты пенсии определяется исходя из указанной даты;
2) истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 5, 6 и 7 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
3) утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица;
4) непредставления пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона;
5) отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.
Выплата страховой пенсии по инвалидности наряду со случаями, перечисленными ранее, прекращается:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. При этом сумма страховой пенсии за период со дня достижения пенсионером указанного возраста учитывается при выплате назначенной страховой пенсии по старости;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
3) со дня, с которого установлена страховая пенсия по старости, назначаемая ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.