Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для психологической науки важным является вопрос исследования системы взаимоотношений в группе, важной характеристикой которой является понятие «статус», отражающее иерархическую структуру группы и место человека в системе межличностных отношений.
Необходимость приобретения и сохранения статуса – важнейшая социальная потребность человека. Сохранение его постоянства вне зависимости от меняющихся условий, обеспечение личностной стабильности становится возможным благодаря самооценке. Исследования подтверждают, как велико влияние самооценки на построение межличностных взаимоотношений, поведение и характер деятельности, занимаемое им положение в группе сверстников. Поэтому вопрос ее формирования можно считать одним из важнейших и актуальных вопросов в современной психологии.
В данной работе рассмотрено понятие социального статуса, а также произведен анализ социальной стратификации.
1. Понятие социального статуса
Статус – это ранговая характеристика социальной позиции и соответствующей социальной группы (рангом называют порядок объекта, позиции в определенном списке).
Социальные статусы являются инструментом для сравнения веса социальной позиции в социальном пространстве. Статусы могут быть «высокими» и «низкими», «выше»и «ниже».
Социальный статус – определенная позиция личности в социальной структуре, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей 4, с. 21.
Одновременно категорией «статус» социологи пользуются для того, чтобы определить содержание социальной позиции, ее принадлежность к той или иной оси измерения, например, в этом значении используются такие термины, как «профессиональный статус», «имущественный статус», «гендерный статус», «классовый статус». Следовательно, термины «позиция» и «статус» могут употребляться как синонимы. Есть категория статусов, которые по законам или традициям наследуются от родителей (характерно для феодальной эпохи и сословной системы), или автоматически приписываются человеку при рождении (пол, гражданство, этничность, в некоторых случаях – вероисповедание). Такие социальные статусы мы будем называть унаследованными или приписанными. В современном обществе за наиболее важные статусы надо бороться, прилагать много усилий, талантов и способностей, чтобы их достичь, овладеть. К ним относятся и профессиональный статус, и служебные статусы, и в большинстве случаев имущественные статусы. Такие статусы носят название достигнутых. Чем больше общество дает возможность своим членам конкурировать и в честной борьбе добиваться лидерства в бизнесе, политике, службе, тем оно динамичнее, следовательно, имеет внутренний потенциал к прогрессу и достижения цивилизационных вершин. Наоборот, закрыты, коррумпированные, клановые общества, где действуют феодальные законы и преобладают унаследованные и приписанные статусы, теряют способность к развитию, потому что эти системы подавляют энергию и таланты публике.
Но не стоит и недооценивать функции приписанных статусов. Американский социолог Ральф Линтон (1893-1953), исследуя функции статусов первого и второго рода, пришел к выводу, что приписанные статусы отогреют роль стабилизаторов общественной жизни. Они являются более эффективными с социальной точки зрения, поскольку задают членам общества от рождения программу социализации, воспитания. Действительно, статус шляхтича мог наследоваться, но это и накладывало значительные объемы социальных обязательств, ибо королевская служба требовала длительной подготовки в детстве и отрочестве. Унаследовать землю, капитал, производство означало необходимость определенного специального образования, овладения навыками менеджмента и т.
Поскольку социальное пространство является многомерным, то каждая социальная позиция сопрягается с различными социальными группами, следовательно, индивид может иметь несколько статусов. Например, одновременно выступать и как «мужчина» (гендерный статус), и как «сын» (семейный статус), и как «майор» (служебный статус), и как «футбольный болельщик» (неформальный статус) и тому подобное. В этом случае может возникнуть проблема определения основного статуса. Последний выполняет важную социальную функцию, ибо окружение часто воспринимает индивида в соответствии с его общественного веса. Для мужчин преимущественно основными статусами являются служебные, профессиональные, деловые статусы; для женщины эту роль может играть и статус жены или матери. Ранее общество отводило женщинам именно такие статусы, это было присуще традиционному обществу. В современных развитых странах достаточно мощным является движение за гендерное равенство, и большинство современных женщин делают выбор в пользу образования, карьеры подобно мужчинам. Основной статус может быть как собственным выбором человека, так и определяться окружением в контексте господствующей культуры 5, с. 87.
Таким образом, со статусом человека связано ожидаемое от него другими людьми поведение, которое принято в социологии называть социальной ролью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вебер М. Основные понятия стратификации // Человек и общество. Хрестоматия / под ред. С.М. Макеева. – К.: Институт социологии НАН Украины, 2009. – С. 85-106.
2. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. – 2002. – № 9. – С. 112-123.
3. Дэвис К. Функционалистское обоснование стратификации // Человек и общество. Хрестоматия. / Под ред. С.А. Макеева. – К.: Институт социологии НАН Украины, 2009. – С.107-117.
4. История теоретической социологии. В 4-х т. Т.2 / Отв. ред.и сост.
Ю.Н. Давыдов. – М.: Канон, 2012. – 560 с.
5. Капитонова Э.А. Социология ХХ века. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 512 с.
6. Линтон Р. Статус и роль // Человек и общество. Хрестоматия / под ред.
С.А. Макеева. – К.: Институт социологии НАН Украины, 1999. – С. 29-37.
7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.
8. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академический Проект, 2000. – 880 с.
9. Петер Л., Бергер, Б. Бергер. Социология: биографический поход //Личностно-ориентированная социология. – М.: Академический Проект, 2004. – 608 с.
10. Ковалиско Н. Основи социальной стратификации: уч. пособие. – Львов: Магнолия 2006, 2007. – 328 с.
11. Gurvitch G. La vocation actuelle de la sociologie. – Paris, PUF, 1998. – V. 1. – P. 85.