Фрагмент для ознакомления
2
вопрос о том, что такое классическая и неклассическая философия, необходимо обратиться к основным постулатам и ценностям обоих направлений и рассмотреть их подробно.
Классическая философия, с точки зрения современной философии, характеризуется как определенная общая направленность, общая тенденция или стиль мышления, характерный в целом для приблизительно трехсотлетнего периода развития западной мысли. Структура мышления классиков была проникнута оптимистическим ощущением наличия естественного порядка, рационально постигаемого в познании. Классическая философия считала, что разум является главным и лучшим инструментом преобразования человеческой жизни. Знание и рациональное знание были объявлены решающей силой, которая позволила нам надеяться на решение всех проблем, с которыми столкнется человек [3].
Во второй половине XIX века постепенно готовится переход к неклассической философии, происходит отход от классики, меняются принципы, закономерности и парадигмы философствования. Классические философские построения не удовлетворяли многих философов ввиду, как они полагали, утраты в них человека. Они считали, что специфика и многообразие субъективных проявлений человека не «схватывается» методами разума и науки. В противовес рационализму они стали развивать неклассическую философию, в которой в качестве первичной реальности стали представлять жизнь (философию жизни), человеческое существование(экзистенциализм). Произошло «разрушение разума», вместо разума на первый план выдвинулись воля, инстинкты и т. д.
Актуальность классической и неклассической философии заключается в том, что они легли в основу популярных современных философских направлений. В конце концов, вы не можете создать новое знание, не опираясь на старое.
Классическая философия
Ренессанс и философия Возрождения ознаменовали собой поиск новых путей, нового пути и нового содержания философствования. Этот поиск был реакцией на длительный период схоластической гегемонии. В результате формируется новый способ философского мышления, который можно определить, как философское мышление нового времени. Если окончательное расхождение ренессансного мышления и его философии с Томистско-схоластическим средневековьем проявилось как неприятие феодальных отношений и «феодального» мышления тогдашними прогрессивными социальными слоями, то философия нового времени в собственном смысле слова является их программным выражением в значительной мере уже «реализованных» интересов и взглядов [2].
Впервые интересы и взгляды формирующегося буржуазного класса были выражены в философии Бэкона и Декарта в целостной теоретической форме. Период становления их систем (примерно в последние годы XVI и в первой половине XVII века) - это время постепенного застоя экономического процветания итальянских городов, причем центр экономического развития постепенно перемещается в Англию, Голландию и отчасти во Францию.
Бурное экономическое развитие произошло во второй половине XVI века в Нидерландах. С развитием производства формируются новые общественные отношения и одновременно обостряются противоречия между Нидерландами и Испанией. Во второй половине XVI в. существует ряд протестов и восстаний против испанской гегемонии, которым сопротивлялись почти все слои голландского общества. Кульминацией этих действий стала первая буржуазная революция в Европе в 1609 году.
Голландская буржуазная революция была первой политической акцией в значительной степени незрелого социального класса-буржуазии.
Во второй половине XV века Англия также стала державой первостепенной важности, она стала значительной колониальной и торговой державой. Все это ведет к быстрому развитию мануфактурного производства, основанного на наемном труде, то есть на тех общественных отношениях, которые принципиально чужды феодализму [4].
Нарождающаяся буржуазия и дворянство, по существу включенные в буржуазное производство, имеют не совсем одинаковые, но совпадающие интересы, в частности в области хозяйственного предпринимательства. Экономическая деятельность и интересы реальной практической жизни приводят этот социальный слой (и не только в Англии) к ориентации на реальное познание мира, в частности природы, к ориентации на знание, основанное не только на цитатах из Библии или Аристотеля, высушенных схоластикой, но и на практическом опыте. Рост социальной значимости класса, связанный с развитием экономической и производственной жизни, развитие научных, в частности естественнонаучных, знаний, основанных на эмпиризме и опыте, представляют собой ту социальную и гносеологическую основу, из которой возникла и набрала силу конкретная философия Бэкона и вообще вся философия нового времени.
Становление современной науки, в частности естествознания, характеризуется ориентацией на познание действительности на основе чувствования. Поворот к сенсорному познанию действительности влечет за собой беспрецедентное увеличение объема фактических данных в различных областях как формирующейся науки, так и производственной, и социальной (ремесленной) практики.
Становление естествознания в этот период связано с тенденцией познавать не отдельные, изолированные факты, а определенные системы, целые. В то же время перед философами и учеными встает вопрос о сущности и природе самого познания, что приводит к возрастанию значимости эпистемологической направленности новой философии.
Ориентация на чувственность и практичность познания не является, однако, единственной выразительной чертой формирующейся науки Нового времени, повлиявшей на характер философского мышления того времени.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрейченко Г.В. Философия // Г.В. Андрейченко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, 380 с.
2. Балашов Л.Е. Философия // Л.Е. Балашов – М.: НОРМА, 2009, 565 с.
3. Гриненко Г.В. История философии: учебник // Г.В. Гриненко – М.: Спарк, 2007, 655 с.
4. Кириллова В.И. Философия: уч. пособие // В.И. Кириллова – М.: Юристъ, 2001, 376 с.
5. Кохановский В.П. Философия: учебник // В.П. Кохановский – М.: Лань, 2007, 355 с.
6. Попов В.Е. Философия: уч. пособие для вузов // В.Е. Попов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, 255 с.
7. Смирнов И.Н. Философия: уч. для вузов // И.Н. Смирнов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, 480 с.