Фрагмент для ознакомления
2
Структура каждого урока зависит от содержания учебного материала, дидактической цели, типа урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса или коллектива. Структура урока совершенна в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения. Содержание учебной программы для конкретного урока, образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока, возраст учащихся, уровень их знаний, умений и навыков – все это имеет определяющее значение при подборе наиболее эффективных для данного урока методов и приемов. Под методами обучения следует понимать способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, направленные на достижение его целей. Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. Наиболее распространенными классификациями методов обучения являются классификации по источникам приобретения знаний и по типу (характеру) познавательной деятельности. Ведущее место в системе методов обучения занимают словесные методы: рассказ, беседа, лекция, учебная дискуссия. Все формы обучения, включая активные, нацеливают на развитие навыков и умений самостоятельной деятельности, обеспечивают переход обучения в самообразование. Современные условия развития системы образования к необходимости широкого использования в практике преподавания новых образовательных технологий. Это создание таких возможностей, которые обеспечивали бы вовлечение каждого учащегося в активный познавательной процесс, совместную работу учителя и учащегося, сотрудничество при решении разнообразных проблем. Педагогическая технология – это последовательная взаимосвязная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Понятие «методика» шире понятия «технология». Методика отвечает на вопросы, чему, зачем и как учить. Сегодня особая роль принадлежит проектной технологии, технологии дебатов, технологии развития критического мышления. На уроках используются также следующие педагогические технологии: «атака мыслей», бинарный урок, выступления, диспут, лекция – дискуссия, лекция – беседа, «огонь по стоящим», «синтез мыслей», деловая игра.
Методические требования к современному уроку: Разумное использование образовательных технологий, форм организации учебной деятельности, средств и методов обучения. Обязательный учет индивидуальных особенностей обучающихся. Стремление к поиску и по возможности формулирования кроме темы еще и так называемого «имени урока» (эмоционально выраженная суть идеи урока). Специально спланированная деятельность по обеспечению воспитательной функции урока. Комплексное планирование задач по трем группам целей: педагогическим, развития образовательного процесса, саморазвития учителя. Выделение в содержании материала главного и второстепенного. Продумывание и по возможности формулирование ценностного основания выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке. Опора на меж предметные связи для формирования целостного представления о системе знаний. Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса (переход от человека, знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному). Включение в содержание урока упражнений творческого характера. Обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения. Знание различных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение. Обоснованный выбор форм обучения или сочетания форм. Индивидуализированный подход к обучающимся на основе диагностики их реальных учебных возможностей. Специально спланированная работа по формированию УУД, мета предметных результатов. Обоснованный выбор средств обучения. Специально продуманная работа по мотивации учебной деятельности. Создание условий для проявления самостоятельности школьников. Продуманное и целесообразное использование ИКТ. Дифференциация д/з (разумная). Знание и использование основных принципов здоровье-сбережения. Обеспечение благоприятных гигиенических условий на уроке. Обеспечение благоприятных эстетических условий. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности и безусловного уважения к личности школьника. Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся. Оптимальное сочетание рационального и эмоционального в работе на уроке. Использование в работе режиссуры урока. Использование дискурсивных умений при четком следовании замыслу урока.
Основные компоненты современного урока: организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. коммуникативный – уровень общения учителя с классом. содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ 6. «СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ».
Выполните задания:
1. Выписать несколько определений термина «воспитание» (с указанием авторов) и сравните их.
2. Опишите характерные черты процесса воспитания.
1. Воспитание – целенаправленное создание условий для развития человека (А.В. Мудрик).
Воспитание – целенаправленная деятельность, охватывающая процесс формирования личности, включая в себя организацию её интеллектуально-познавательной деятельности, овладение изучаемым материалом, а также духовно-нравственное развитие и выработку соответствующих свойств и качеств (И.Ф. Харламов).
Воспитание – целеустремлённое, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных её качеств в соответствии с потребностями общества в характере воспитанности своих членов (Н.Е. Ковалёв, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин).
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П. Подласый).
Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей (А.В. Парамонов, С.А. Смирнов).
Исходя из рассмотренных определений, которые даны разными авторами, можно прийти к выводу, что понятие воспитания очень схоже с обучением, оно является целенаправленным процессом на качества личности (не на знания в отличие от обучения), если и знания, то в большей степени моральные.
2. Характерные черты процесса воспитания. Понятие процесса воспитания ввел в педагогику А. С. Макаренко. Он был противником стихийности в воспитании и рассматривал его как особым образом организованное «педагогическое производство» растущего человека. Процесс воспитания – это процесс целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, в результате которого осуществляется становление личности, развитие и саморазвитие ее индивидуальных способностей, склонностей и интересов. Для процесса воспитания характерны следующие специфические черты: целенаправленность; непрерывность, деятельностный характер; многофакторность; технологичность; диалогичность; ситуативность (основное средство – воспитывающая ситуация); перспективность, возможность управления; эмоциональность, отдаленность результатов. Процесс воспитания включает в себя самовоспитание и перевоспитание. Его логика строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и самосовершенствованию личности. Перевоспитание – это перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Структуру процесса воспитания представляет взаимосвязь и взаимообусловленность следующих компонентов: Диагностика