Фрагмент для ознакомления
2
множество дидактических систем, моделей обучения и авторских школ. Анализируя дидактические системы и авторские школы, мы обнаружили различия в целевой направленности применяемых систем обучения и разделили их в соответствии с доминирующей ориентацией на следующие 7 групп: личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, интенсивные, оргдеятельностные, ремесленные. Также необходимо отметить, что процесс образования новых моделей и дидактических систем продолжается. Особый интерес в образовании и развитии новых моделей обучения представляет использование информационных технологий.
14. Понятие «содержание образования». Истоки и модели содержания образования.
Содержание образования - это модель социального заказа. Содержание образования - система научных законов, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, кт. необходимо овладевать учащимся в процессе обучения. Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и отношения к миру, кт. обеспечивает развитие личности. Источник содержания образования - социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре. Каждая эпоха наполняет культуру новым, только ей свойственным содержанием, отвечающим потребностям и задачам общества.
Содержание образования содержит 4 этапа: 1) знания о природе, обществе, человеке, технике, 2) умение и навыки, способы деятельности, 3) опыт творческой, поисковой деятельности, 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу. Все компоненты взаимосвязаны. В процессе обучения осуществляется содержание образования, выступающее одним из основополагающих его средств и факторов развития личности. Оно представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, взглядов и принципов, а также определенный уровень формирования познавательных сил и практической подготовки, которые сформировались в результате учебно-воспитательной работы.
15. Содержание образования в современных условиях. Базисный учебный план.
Содержание образования регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам, фиксируется в учебниках, учебных пособиях и электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах). ... В практике современной общеобразовательной школы используется несколько типов учебных планов: базисный учебный план, типовые федеральные и региональные учебные планы и собственно учебный план школы. Базисный учебный план - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта.
Базисный учебный план - документ, который содержит состав и структуру учебных занятий, план их познания по годам, курсам, форма обучения, контроль надо образовательным процессом, количество часов. В его состав входит 3 компонента: федеральный, национально – региональный, науки и курсы по выбору. Базисный учебный план общеобразовательной школы – это составная часть гос. стандарта, в области образования. Так же он, является основным государственным нормативным документом. 1 Базисный учебный план – представляет собой элемент стандарта государственного образовательного процесса. В него включены такие пункты: 1) продолжительность обучения; 2) перечень предметов; 3) недельную нагрузку; 4) максимальную обязательную нагрузку; 5) нагрузку учителя; 6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.
16. Учебные заведения повышенного типа. Гимназия: общая характеристика.
Основным типом среднего учреждения образования является средняя общеобразовательная школатрех ступеней:I— начальная; II — основная, обеспечивающая базовое образование;ІІІ— старшая школа, обеспечивающая полное среднее образование. Специализированная школаобеспечивает углубленное изучение одного или нескольких курсов учащимися от 6—7 до 17—18 лет и от 11—12 до 17—18 лет. Гимназия— среднее учебное заведение образования второй и третьей ступени, обеспечивает общекультурную, научно-теоретическую, гуманитарную подготовку одаренных и способных детей. Коллегиум— среднее учреждение образования, обеспечивающее помимо государственного образовательного минимума гуманитарную, общественно-гуманитарную, гуманитарно-научную подготовку талантливой молодежи определенного региона или всей Украины. В коллегиум учащиеся зачисляются, как правило, после окончания школы II ступени.
Лицей — среднее учебное заведение, обеспечивающее государственный общеобразовательный минимум и осуществляющее научно-практическую подготовку способной и одаренной ученической молодежи. Лицей работает с учащимися, которые окончили 8 классов общеобразовательной школы (4 класса гимназии).
В соответствии с образовательно-квалификационным уровнем подготовки студентов, способами реализации образовательно-профессиональных программ, социальными функциями в системе образования могут действовать высшие учебные заведения таких уровней аккредитации*:
*Аккредитация учебного заведения — это официальное определение ею права организовывать свою деятельность на уровне государственных требований и стандартов. Образовательная цель аккредитации состоит в определении возможностей учебного заведения осуществлять подготовку кадров определенного уровня квалификации и присвоении ему определенного статуса. Основными принципами аккредитации являются ориентация на передовые, постоянно обновляющиеся стандарты качества высшей школы; периодичность и гласность; достоверность и объективность; авторитетность и независимость. По результатам аккредитации высшему учебному заведению предоставляется право присваивать выпускникам квалификацию определенного уровня и выдавать диплом установленного государством образца. Учебные заведения I уровня аккредитации(техникумы, училища и другие приравненные к ним) готовят младших специалистов на базе среднего образования и на основе базового образования гарантируют получение среднего образования и присвоение квалификации младшего специалиста. Высшие учебные заведения II уровня аккредитации (колледжи и другие приравненные к ним по результатам аккредитации) готовят специалистов на основе полного среднего образования с присвоением квалификации младшего специалиста, бакалавра. Высшие учебные заведения III—IV уровней аккредитацииготовят специалистов на основе полного среднего образования с присвоением квалификации бакалавра, специалиста, магистра; на основе высшего образования — с присуждением научных степеней кандидата и доктора наук в установленном порядке. В соответствии со статусом учебного заведения его выпускники получают документы определенного образца, установленного государством. По окончании базовой школы, музыкальной, художественной и других учебных заведений этого типа выдается свидетельство; по окончании полной средней общеобразовательной школы, гимназии, лицея, специализированных школ — аттестат; по окончании техникумов, колледжей, институтов, академий, университетов и других приравненных к ним учебных заведений — диплом установленного государством образца.
Последипломное образование включает стажировку, клиническую ординатуру, повышение квалификации и переподготовку кадров. Его целью является углубление теоретической, специальной подготовки специалистов, в первую очередь по профилирующим дисциплинам, ознакомление их с новейшими технологиями, перспективами развития и организации производства, современным оборудованием, овладение математическими методами научных исследований и т.п. Работа по последипломному образованию проводится по соответственно составленным образовательно-профессиональным программам (стажировка — по индивидуально составленной программе, исходящей из общих требований по повышению квалификации), которые разрабатываются и контролируются профессионально-техническими и высшими учебными заведениями соответствующего уровня аккредитации. Нормативный срок обучения определяется программой. Лица, успешно окончившие переподготовку, получают документы установленного образца. Стажеры представляют на место своей работы отчет о работе и отзыв учреждения, где проходила стажировка.
17. Пути воспитания межнациональной терпимости, гражданственности.
В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира» .
В своем широком смысле слово «толерантность» - означает терпимость к чужим мнениями поступкам, способность относится к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному воздействию с людьми и группами людей не зависимо от их национальности, социальной и религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач,которые объединены к два взаимосвязанных блока:
1. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятие и понимание других людей,умение позитивно с ними взаимодействовать в этих целях:
- формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
- формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
- развитие способности к межнациональному и межрелигиозному воздействию;
- развитие способности к толерантному общению к конструктивному взаимодействию и представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
- формирование умения определять границы толерантности.
2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.А именно:
- профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;
- гуманизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;
- включение и реформирование образования ведущих идей педагогики и толерантности;
- реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы необходимые для общего выживания и свободного развития, это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования