Фрагмент для ознакомления
2
В случае нарушения образца выполнения контрольной работы преподаватель оставляет за собой право:
А) вернуть работу для исполнения по образцу
Б) После возвращения снизить отметку
Образец, данный ниже выполненной Вами работы, сохраняем и отправляем вместе со своей работой.
Перепечатайте текст и выполните задания 1-10.
(1)По свидетельству современников, полководцы Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30 тысяч человек. (2)Философ Сенека был способен повторить две тысячи не связанных между собой слов, услышанных лишь раз. (3)Великий врач, философ и математик Авиценна в юности провел несколько месяцев, читая книги из огромной библиотеки бухарского правителя. (4)Когда через несколько лет во время войны она сгорела, ученый удрученно повторял, что, к несчастью, успел прочесть только десять тысяч томов и, кроме них, ничего не сможет восстановить по памяти. (5)В Хорезме Авиценна получил от шаха в помощь сорок писцов и каждому стал диктовать текст той или иной погибшей книги. (6)Так были восстановлены бесценные сокровища библиотеки.
(7)Немало примеров уникальной памяти встречается и в наши дни. (8)Физик Абрам Федорович Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. (9)Потрясающей кратковременной, точнее, оперативной памятью обладают некоторые люди- их называют чудо -счетчиками. (10)Так, инженер из Нижнего Новгорода И. Шелушков производил в течение нескольких секунд головокружительные операции с огромными числами и мог, прослушав стихотворение, сразу назвать количество букв, из которых оно состоит.
(11)Предполагает ли талант наличие необычайной памяти? (12)Вовсе нет. (13)Среди великих встречались люди со слабой памятью. (14)Например, физик Майкл Фарадей не мог обойтись без записей и заметок. (15)И наоборот, многие известные в истории мнемоники — люди с уникальными возможностями памяти — во всех остальных отношениях ничем особенным не отличались.
(И. Вачков)
Задания
1. Из предложения (5)В Хорезме Авиценна получил от шаха в помощь сорок писцов и каждому стал диктовать текст той или иной погибшей книги. выпишите все словосочетания. Затем любое словосочетание разберите по полной схеме.
В Хорезме Авиценна получил от шаха в помощь сорок писцов и каждому стал диктовать текст той или иной погибшей книги.
Получил (где?) в Хорезме
Получил (от кого?) от шаха
Получил (зачем?) в помощь
Получил (кого?) сорок писцов
Диктовать (кому?) каждому
Диктовать (что?) текст
Текст (какой?) книги
Книги (какой?) погибшей
Книги (какой?) той
Книги (какой?) иной
Книги (какой?) погибшей
а) по структуре — сложное
б) по виду грамматической связи — согласование
в) по главному слову — именное
г) по смысловым отношениям — определительное
д) по средствам связи — форма слова
2.Из предложений 1)По свидетельству современников, полководцы Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30 тысяч человек. (4)Когда через несколько лет во время войны она сгорела, ученый удрученно повторял, что, к несчастью, успел прочесть только десять тысяч томов и, кроме них, ничего не сможет восстановить по памяти. (7)Немало примеров уникальной памяти встречается и в наши дни. выпишите подлежащие, подчеркните их и напишите способ их морфологического выражения.
1) Полководцы Юлий Цезарь и Александр Македонский — нарицательное и собственные им.сущ. В Им.п.
4) она — личное местоимение в Им.п.
4) ученый — нарицательное им.сущ. В Им.п.
7) немало примеров — наречие с им.сущ в Р.п.
3.Среди предложений (5)В Хорезме Авиценна получил от шаха в помощь сорок писцов и каждому стал диктовать текст той или иной погибшей книги. (13)Среди великих встречались люди со слабой памятью. (15)И наоборот, многие известные в истории мнемоники — люди с уникальными возможностями памяти — во всех остальных отношениях ничем особенным не отличались. найдите предложение с составным глагольным сказуемым, выпишите его, подчеркните СГС, напишите способ морфологического выражения каждой части СГС.
(5)В Хорезме Авиценна получил от шаха в помощь сорок писцов и каждому стал (грамматич.знач. С пом.модальн.гл.) диктовать (лексич.знач. С пом.инфинитива) текст той или иной погибшей книги.
4. Из предложений (3)Великий врач, философ и математик Авиценна в юности провел несколько месяцев, читая книги из огромной библиотеки бухарского правителя. (4)Когда через несколько лет во время войны она сгорела, ученый удрученно повторял, что, к несчастью, успел прочесть только десять тысяч томов и, кроме них, ничего не сможет восстановить по памяти. 6)Так были восстановлены бесценные сокровища библиотеки. (7)Немало примеров уникальной памяти встречается и в наши дни. выберите предложение с составным именным сказуемым, выпишите его, подчеркните и напишите способ морфологического выражения каждой части СИС.