Фрагмент для ознакомления
2
1 Введение
В качестве награды за борьбу против племён кочевников Сян-гун получает от правителя Чжоу земли. И в 771 году до н.э образовывает Царство Цинь. В 7 и 6 вв. до н. э., Цинь соперничало с царством Цзинь, находясь в коалиции вместе с царствами Сун и Ци и постепенно расширяло свою территорию за счет захвата земель племен варваров – жунов и ди, обитавших на северо-западе . Данные племена составляли большую часть населения царства и поэтому, среди соседних царств, Цинь считали варварским. Сила влияния царства Цинь начала увеличиваться в 5 в. до н. э. Существует несколько важных факторов увеличения влияния царства Цинь:
Во-первых, царство Цзинь, с которым Цинь, в основном соседствовало, на протяжении всего 5 в. до н. э. находилось в состоянии острого политического упадка, который, в конце концов привел к тому, что в 403 г. до н. э. Цзинь распалось на три царства: Вэй, Чжао, Хань. Поэтому Цинь, которое до этого было менее сильное, чем Цзинь, и вело только оборонительные военные действия, могло теперь понемногу расширять своё влияние в соседних царствах. Во-вторых, царство Цинь располагалось в очень выгодных географических условиях: далеко на западе оно охранялось природным «барьером» - рекой Хуанхэ и горными хребтами – от набегов соседних царств с востока. Помимо выгодного оборонительного расположения Цинь так же находилось в удобной стратегической позиции для нападения, как на царства среднего течения Хуанхэ, так и на пограничные племена. В-третьих, царство Цинь имело шанс торговать с северными племенами кочевников, которые являлись посредниками между ним и странами Центральной и Средней Азии, что значительно увеличивало богатство царства.
Целью данной работы является рассмотрение реформ Цинь Шихуана в Китае III века до н.э.
2 Политические взгляды Цинь Шихуана
Ин Чжэн проходил обучение при дворе под руководством регента Лю Бу-вэя с 246 по 237 гг. до н. э. В эти годы он получал знания, теоритический опыт, читал и изучал разнообразное количество книг, то есть всё то, что необходимо будущему императору. Трактат «Люйши Чуньцю», состоявший из 26 отдельных небольших книг, был одним из пособий молодого императора, написанный по приказу Люй Бу-вэя. Часть глав этого трактата была написана даосистами , часть – конфуцианцами, а часть была написана под влиянием легистских идей.
Просиживая много времени за изучением трактата, Ин Чжэн дополнял свои знания, полученные им из «Книги правителя области Шан», являющейся настольной книгой циньских правителей. В этой книге содержались сведения познавательного и поучительного характера о том, каким должен быть настоящий государь, о том, как он должен выстраивать отношения со своими приближёнными, о качествах государя, которыми он должен обладать, военных походах, концепции государственной власти . Все положения книги были проиллюстрированы многочисленными примерами из истории китайских царств и жизни их правителей. Написал «Книгу правителя области Шан» Шан Ян, один из известных легистов, жившем в четвёртом веке до нашей эры и являвшимся главным министром правителя царства Цинь Сяо-гуна.
По утверждению легизма, правитель должен быть человеком, создающим законы, и этим законам должен повиноваться народ. И это шло в противовес с основными взглядами конфуцианства, считавшего, что правитель прежде всего должен обладать высокими нравственными добродетелями и моральными качествами.
Главное место в управлении государством они предоставляли не этике, как конфуцианцы, а закону. Шан Ян выступил в поддержку того, чтобы ввести систему назначения на должности и присвоения рангов знатности, взамен концепции «благородного мужа» - идеального человека, олицетворяющего человеческое совершенство, который и должен принимать участие в управлении государством. Шан Ян хотел управлять этими людьми, лишая их всех заслуг и привилегий. Наказания компенсировались при помощи поощрения за лояльность и точное исполнение приказов правителя в виде присвоения очередного ранга, повышающего социальный статус своего владельца. Если конфуцианское учение говорило о подчинении личности старшим и вышестоящим, то легизм требовал безусловного и безоговорочного подчинения личности интересам государства, олицетворяемого императором-деспотом .
В «Ши Цзи» содержится история о том, что Ин Чжэн читал книги философа-легиста Хань Фэя, проживающего в царстве Хань, «Ропот одинокого» и «Пять паразитов» и сказал, что очень хочет увидеться с автором, создавшем эти книги.
Ин Чжэн изучал важную и полезную для него литературу, осуществлял небольшие поездки по царству, внимательно наблюдал за жизнью народа и делал выводы о том, что народ мало заинтересован в политике государства, ведь большая часть народа была увлечена своими делами: сбором урожая, ведением домашнего хозяйства и т.д. Ин Чжэн осознал и лично увидел ошибку в учении Конфуция, который предлагал опираться на народ, пользоваться во благо государства его силой, мужеством и мудростью. Позже, когда Цинь Шихуан уже стал править единой Китайской империей, он видел народ лишь как средство для выполнения его воли, как и предлагали это делать легисты.
3 Внешняя политика Цинь Шихуанди
Внешняя политика, проводимая Цинь Шихуанди, делится на два этапа: до объединения Китая царством Цинь, и после его объединения. Первый период характерен завоеванием соседних китайских царств и объединением их в единую мощную империю. Во втором периоде во внешне политике делается акцент на защиту от кочевников на севере и северо-западе и на захват очень богатых ресурсами южных и юго-западных регионов. Одну из ключевых ролей, в отношениях с соседними царствами, играет сильно развитая армия. В результате успешных военных действий на юге, были захвачены территории современного Вьетнама и Лаоса, образованы там три новых округа Наньхай, Гуйлин, Сян, и началось переселение жителей из центральных областей империи. Народ империи внёс определённый культурный и научный вклад в развитие этих районов .
Однако политика была не однородной, в то время как на юге войска наступали, на севере применялась оборонительная тактика.
В шести царствах (Хань, Чжао, Вэй, Чу, Ци, Янь), которые находятся на востоке от Цинь, в 230 - 220 гг. до н.э. происходит сильное обострение как во внутренней политике так и во внешней. Между этими царствами происходит оживлённая борьба, сталкивающая их друг с другом. И ко всему этому добавляется борьба между аристократией и правителем внутри царств, тем самым ослабляя эти царства и делая их лёгкой «мешенью» для Цинь, которое, благодаря отсутствию внутренних распрей, развивалось стремительней своих соседей.
В 230 году до н. э. начинается завершающий этап образования единой империи Цинь. Ин Чжэн, выслушав предложение Ли Сы, выдвигает свою армию на царство Хань и полностью побеждает его войско. Поражение Хань можно было предвидеть, ведь помимо того, что в течение всего третьего столетия царство Цинь раз за разом одерживало победы и отвоёвывало территории, так же на Хань часто нападали соседние царства. После победы над Хань, земли царства были включены в состав империи Цинь, создана область Иньчуань, что положило начало стирания границ между бывшими царствам, включенными в состав империи Цинь .
Эффективное продвижение армии Цинь навеяло страх на соседние царства, и заставило их прекратить борьбу друг с другом. Полководец Ван Цзянь, находящийся во главе циньской армии, сумел усилить её при помощи ресурсов царства Хань, и двинул армию дальше на царство Чжао, которое активно держало оборону, и даже на первых парах сумело нанести армии Цинь поражение. Однако, в 228 году до н. э. царство Чжоу было разгромлено, его правитель Дао-сян-ван был взят в плен, но его старший сын и наследный принц Цзя сумел сбежать с малочисленным отрядом чжаосских воинов в царство Янь, которое начало собирать антициньскую коалицию.
Вскоре, в 227 и 225 гг. до н. э. было организованно два похода на царство Вэй, в результате которых царство Цинь одержало сокрушительную победу. Первый поход повлёк за собой разгром объединённых войск антициньской коалиции во главе с наследником царства Янь. Второй поход повлёк за собой уничтожение большей части вэйской армии, однако остаткам войска удалось укрыться в городе Далян. Ван Цзянь отвел рукав Хуанхэ к Даляню, который был разрушен и взял в плен вэйского вана и множество его солдат. Царство Вэй перестало существовать, его территория была присоединена к Цинь. Таким образом, был открыт прямой маршрут для военного похода на царства Янь и Ци.
Царства Янь и Ци были покорены Цинь в 222 и 221 гг. до н. э. Войска правителя Ци, послушавшись совета первого министра( был подкуплен Цинь), вступают в княжеские земли, и попадают в засаду. В итоге правитель царства Ци вместе со своей армией сдаётся в плен. Глядя на Ци, сын правителя царства Янь попытался осуществить покушение на Цинь Шихуанди, которое, однако, окончилось неудачей, Цинь завоевало Янь, сын правителя и сам правитель сумели сбежать, однако, позже они были пойманы и казнены.