Фрагмент для ознакомления
2
Задачи 1.
Гражданину Петрову, экономисту коммерческого банка, уволенному 1 августа 2018 г. в связи с сокращением его должности и обратившемуся 10 сентября 2018 г. со всеми необходимыми документами в органы государственной службы занятости, было отказано в регистрации его в качестве безработного в целях получения пособия по безработице. Работники службы занятости мотивировали отказ тем, что Петров не согласился на трудоустройство, в то время как ему было предложено два варианта подходящей работы. Первоначально 12 сентября 2018 г. ему была предложена работа в качестве экономиста ПАО «Красный Октябрь». Петров от трудоустройства на данную работу отказался на основании того, что размер предложенной заработной платы существенно отличается от его заработной платы на предыдущей работе (предлагалась оплата 32 000 руб. в месяц, в то время как его оплата труда до увольнения из банка составляла 50 000 руб. в месяц). В тот же день ему была предложена работа на основании гражданско-правового договора об оказании услуг по экономическому анализу страховых рисков на срок два месяца со страховой компанией «Ингосстрах». Петров также отказался от данного предложения, объясняя свой отказ тем, что органы государственной службы занятости обязаны трудоустроить обращающихся к ним граждан на постоянное место работы.
Правомерны ли действия государственного органа по вопросам занятости в данном случае? Охарактеризуйте порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости.
В данном случае действия органов государственной службы занятости правомерны, так как отказ в регистрации Петрова в качестве безработного обоснован по следующим причинам:
Оба варианта трудоустройства предложенные Петрову на основании ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» являются для него подходящими.
Из данной статьи следует, что подходящей считается и работа временного характера, а таковой является работа на основании гражданско-правового договора об оказании услуг по экономическому анализу страховых рисков на двухмесячный срок со страховой компанией «Ингосстрах», а также работа в качестве экономиста ОАО «Красный Октябрь», несмотря на разницу в размере заработной платы, так как в п. 4 ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» обозначен тот факт, что в случае если среднемесячный заработок, исчисленный за последние три месяца по последнему месту работы, превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, то предлагаемый заработок может быть ниже среднего заработка гражданина.
По изложенным основаниям и в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы.
Порядок регистрации безработных граждан регулируется Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 26.03.2019) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (вместе с «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан»).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, принимается органом службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта или документа, его заменяющего, трудовой книжки или документов, их заменяющих; документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).
Для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании. Государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, представленных гражданами, зарегистрированными в целях поиска подходящей работы, для признания их безработными.
Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц с использованием программно-технических комплексов. Порядок ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, устанавливается Минтруда России.
На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело, в котором производятся соответствующие записи обо всех предложениях органов службы занятости. В том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы службы занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (об отказе) граждан с предложениями указанных выше органов.
Тем, кому в установленном порядке отказано в регистрации безработными, предоставляется право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа, установленного органами службы занятости, для решения вопроса о регистрации их безработными.
2. Безработная Карпова была направлена органом государственной службы занятости на работу в ПАО «Кондитерское предприятие «Летен». При заключении трудового договора необходимо было пройти медицинский осмотр. Карпова потребовала возмещения расходов на медицинский осмотр от службы занятости. Служба занятости отказалась возместить данные расходы, мотивируя такой отказ тем, что обязательства государственной службы занятости сводятся к трудоустройству и выплате пособий по безработице. Подобные же расходы служба занятости не должна возмещать.
Согласно статье 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» Безработным гражданам гарантируются: бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования. В соответствии со ст. 212 «Трудового Кодекса РФ» работодатель обязан за счет своих средств организовывать проведение медицинских осмотров при поступлении на работу. Следовательно, расходы на прохождение медицинского осмотра должна возместить ПАО «Кондитерское предприятие «Летен».
Правомерно ли решение службы занятости? Охарактеризуйте основные направления деятельности органов государственной службы занятости.
Согласно ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам гарантируются: бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования. В соответствии со ст. 212 «Трудового Кодекса РФ» работодатель обязан за счет своих средств организовывать проведение медицинских осмотров при поступлении на работу. Следовательно, расходы на прохождение медицинского осмотра должна возместить ПАО «Кондитерское предприятие «Летен».
Основными направлениями деятельности государственных служб занятости являются:
- регистрация безработных;
- регистрация вакантных мест;
- трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
- изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
- тестирование лиц, желающих получить работу;
- профессиональная ориентация и переподготовка безработных;
- выплата пособий зарегистрированным безработным.
3. В орган государственной службы занятости обратился инвалид Иевлев, в прошлом – монтажник. В результате заболевания, полученного на производстве, Иевлевым была утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии. До обращения в указанный орган занятости он не работал уже 3,5 года. В течение 10 дней с момента регистрации орган занятости предложил Иевлеву два варианта оплачиваемой работы, не соответствующей его профессии. От обоих вариантов Иевлев отказался, в результате чего он был снят с учета в государственной службе занятости. Иевлев обратился в суд с иском о признании действий службы занятости незаконными, поскольку он считал, что ему обязаны были предложить пройти профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.
Какое решение примет суд? Назовите особенности трудоустройства инвалидов.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в том числе путем создания учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для их трудоустройства.
В силу требований ст. ст. 21, 24 названного Федерального закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. При этом организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии с действующим законодательством работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов – о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
За нарушение установленной обязанности работодателями предусмотрена административная ответственность по ст. 19.7. КоАП РФ.
При этом трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поисках работы.
Действующим федеральным законодательством от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Возможность освобождения от квотирования рабочих мест для инвалидов или снижения установленной законом субъекта Российской Федерации квоты для организаций, деятельность которых связана с тяжелыми или опасными условиями труда не предусмотрена. Создание и содержание квотируемых рабочих мест для инвалидов осуществляется за счет средств работодателей, добровольных пожертвований юридических лиц и граждан, иных источников.
Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тысяч рублей по ст. 5.42 КоАП РФ.
Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.
Таким образом, суд удовлетворит требования Иевлева.
4. Степанов работал заместителем главного редактора по вопросам культуры в организации, занимающейся выпуском газеты, действующей в организационно-правовой форме ПАО. В связи с сокращением штата он был уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК. Считая свое увольнение неправомерным, он обратился в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, полагая, что работодатель нарушил процедуру увольнения по данному основанию. В частности, ему не была предложена другая работа, хотя в организации имелась вакантная должность помощника редактора информации о спорте. Ответчик иск не признал, поскольку утверждал, что обязательства по трудоустройству уволенных работников принимает на себя государственная служба занятости, а не работодатель.
Существуют ли у работодателя какие-либо обязанности в сфере трудоустройства работников, увольняемых по сокращению штата? Если да, то какие требования предъявляются к предлагаемой работе при увольнении по данному основанию?
Согласно ч. 1 ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан, в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ, предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность).
Статья 179. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.
Согласно ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
5. В российское ПАО «Титаник» обратился гражданин Польши Ковальски с целью трудоустройства. Объявление о вакансии было опубликовано в газете «Работа для вас». Генеральный директор ПАО после длительных переговоров заключил с ним трудовой договор в соответствии с российским законодательством, но впоследствии был привлечен к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (в частности, не было получено разрешение на заключение трудового договора с гражданином Польши). Руководитель ПАО «Титаник» оспаривал привлечение к административной ответственности, поскольку был уверен в том, что законодательство, регулирующее осуществление иностранцами трудовой деятельности на территории РФ, не распространяется на коммерческих юридических лиц, каковым является названное ПАО. Он также отметил, что при решении подобного вопроса в связи с заключением трудового договора с работающим в названном ПАО гражданином Беларуси юристы не нашли каких-либо правовых особенностей для трудоустройства иностранных работников. При этом он процитировал Конституцию РФ, в соответствии с которой иностранные граждане приравниваются в правах к российским гражданам. Более того, по мнению руководителя, он в любом случае не может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства, регулирующего осуществления иностранцами трудовой деятельности на территории РФ, поскольку является единоличным исполнительным органом управления ПАО, избран Советом директоров и в его компетенцию включается круг полномочий по управлению финансово-хозяйственной деятельностью общества, в то время как ответственность за ведение кадровой работы в организации несет соответствующий отдел (инспекция кадров).
Существуют ли какие-либо особые правила трудоустройства иностранных работников в России? Распространяются ли на граждан Беларуси подобные правила? Обязан ли работодатель принимать на работу любого обратившегося к нему с целью трудоустройства на вакансию, о которой было заявлено в средствах массовой информации?
Согласно ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: «Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента».
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то есть для граждан Беларуси.
Закон не предусматривает обязанность работодателя принимать на работу любого обратившегося к нему с целью трудоустройства на вакансию, о которой было заявлено в средствах массовой информации.
6. Территориальный орган по вопросам занятости направил запрос в ООО «Резерв» о предоставлении информации, в частности:
1) о ходе создания рабочих мест для инвалидов;
2) об экономических результатах деятельности организации за соответствующий отчетный период, мотивируя данное требование тем, что у службы занятости есть информация, позволяющая прогнозировать возможное банкротство ООО «Резерв» и, соответственно, значительное высвобождение его работников.