Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время любое управление направлено на совершенствование соответствующей системы, чего можно добиться при последовательной нейтрализации находящихся на таком пути законодательных препятствий.
Регулирование права является своеобразным инструментом социального управления, направленное на упорядочивание системы общественных правоотношений, при этом гарантируя воплощение позитивных интересов субъектов. Зачастую в данном направлении образуются многообразные препятствия. Если их во время не исключить, то они способны существенно понизить эффективность правового регулирования.
Механизм правового регулирования и есть система правовых средств, позволяющая поэтапно и юридически гарантированно противостоять многообразным препятствия права, так как специально взятые юридические инструменты не способны в полном объеме это обеспечить.
Из этого следует целесообразность и потребность в таком устройстве правовых средств, которое позволяло бы добиться полнейшего удовлетворения интересов субъектов.
Цель работы состоит в исследовании механизма правового регулирования.
Механизм правового регулирования
В переводе с греческого (от греч. – Mēchanē), механизм – это:
1) внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие;
2) последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление;
3) система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности» .
Тем самым, природу любого механизма составляет взятая в единстве система явлений (состояний, процессов и т.д.), построенная по определенной схеме, определяющая эффективный порядок деятельности (функционирования).
Данное понятие весьма востребовано юридической наукой для обозначения различных явлений и состояний – таких, как «механизм правотворчества»; «механизм формирования правомерного поведения»; «механизм правового регулирования»; «юридический механизм управления»; общий механизм действия права», «правовой механизм» и некоторых других. Во всех случаях правовой механизм выступает сложным системным образованием, объединяющим в себе компоненты как социального, юридического, так и политического характера; данные элементы взаимодействуют друг с другом и отличаются соподчиненными организационными связями, составляющими систему.
В основе разработки правовых механизмов лежит концепция механизма правого регулирования, получившая наиболее детальную разработку в середине 60-х годов ХХ века. Так, по мнению Ю.Г. Арзамасова и Я.Е. Наконечного, «… базовое понятие «механизм правового регулирования» стало теоретической основой, определенной «стартовой площадкой» для осуществления исследований механизмов правового регулирования различных отраслей и институтов права и отраслей законодательства». И с этим высказыванием можно согласиться .
Понятие правового регулирования получило свое концептуальное оформление в работах ряда советских и российских ученых, в первую очередь, в трудах Н.Г. Александрова, С.Н. Братуся, С.С. Алексеева, В.М. Горшенева, Д.А. Керимова, Л.С. Явича и др.
Интерес к этой проблеме возрос в 60-х гг. прошлого века, который объяснялся необходимостью повышения организующей, творческой роли права в жизни общества, важностью выяснения его воздействия на общественные отношения, на сознание и поведение людей, анализ особенностей, специфичности элементов механизма правового регулирования .
В частности, С.С. Алексеев считал, что это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями .
В свою очередь, с точки зрения Ю.А. Тихомирова, правовое регулирование есть «институциональный и познавательный механизм установления нормативноюридических правил поведения (деятельности), обязательных или рекомендательных, их обеспечения и реализации» .
Тем не менее, всеобъемлющее обоснование данная идея приобрела в научных трудах профессора С.С. Алексеева. Разработанная им конструкция в дальнейшем не претерпела значительных преобразований и трансформаций. Итак, согласно исследованию данного автора имеются три ключевых элементы в механизме правового регулирования:
юридические нормы;
правоотношения;
акты реализации прав и обязанностей.
Подобное представление о построении механизма правового регулирования достаточно распространено в настоящее время.
Рассмотрим также и другие теоретические наработки данного вопроса.
К примеру, А.В. Малько рассматривал следующие ключевые стадии и составные части правового регулирования:
норма права;
юридический факт;
правовые отношения;
акты реализации прав и обязанностей;
охранительный правоприменительный акт .
В юридической литературе достаточно часто используется понятие «правовой механизм». При этом данное понятие не закреплено на законодательном уровне, в связи с чем зачастую возникают сложности в понимании сущности правового механизма. Изучение точек зрения различных ученых позволило прийти к выводу, что правовой механизм не определяется ими однозначно.
Обратимся к общему понятию «механизм» и попытаемся сравнить его с понятием «правовой механизм».
По определению известного русского лингвиста С. И. Ожегова, механизм является «системой, устройством, определяющим порядок какого-нибудь вида деятельности». Аналогичное определение дают В. В. Лопатин и Л. Е. Лопатина, определяя механизм как систему, внутреннее устройство. Авторы также указывают, что механизм - это совокупность процессов, на которых базируется какое-либо явление .
Получается, что такая категория, как механизм, делает возможным рассмотрение изучаемого процесса или же явления как системы. Именно это и позволяет проследить взаимосвязь неких элементов рассматриваемого процесса, явления: ведь система предполагает взаимосвязь ее внутренних элементов.
Так, по мнению А.Д. Селюкова, правовой механизм можно понимать как комплекс управленческих отношений, который урегулирован нормами права и направлен на применение неких правил, инструментов и методов .
В.В. Гончаров и И.И. Пефитьев понимают правовой механизм как некую совокупность факторов и средств, выполняющих определенные функции государства. Дополнением этой точки зрения можно считать мнение И.А. Солодова, считающего, что в правовой механизм государством вовлекаются разнообразные органы государственной власти .
Подобные рассуждения подводят к тому, что определение правового механизма должно отражать, как происходит правовое регулирование определенных общественных отношений.