Фрагмент для ознакомления
2
качестве результата деятельности субъекта предпринимательской деятельности при условии рационального использования им ресурсов и стабильном состоянии внутренней и внешней среды предприятия. При условии неизменности состояний внешней и внутренней среды достигается соответствие уровней запланированных и понесенных расходов, что, в свою очередь, сигнализирует о высокой степени вероятности достижения искомого эффекта. Однако в реальных условиях зачастую внешняя или внутренняя среда подвержены влиянию экзогенных и эндогенных факторов, из-за чего достижение искомого эффекта от предпринимательства сталкивается с рядом барьеров, как например: обновление технологического оснащения производства, внедрение альтернативных систем управления бизнес-процессами, изменения входных и выходных параметров реализуемых проектов, что, в свою очередь, снижает вероятность достижения искомого результата, по крайней мере, в том виде, в котором он изначально запланирован.
Особая актуальность исследования экономической эффективности обусловлена тем, что данная экономическая категория является определяющим элементом, учитывающим условия успешного функционирования хозяйствующего субъекта на рынке. Чем активнее, эффективнее и рациональнее действуют субъекты на поприще малого и среднего предпринимательства, тем устойчивее становится государственная экономика, тем интенсивнее рост уровня добавленной стоимости продукции, тем более высокотехнологичный и наукоемкий вид выпуска продукции, тем выше уровень отчислений в бюджет и внебюджетные государственные фонды, тем выше темп роста численности рабочих мест, ниже уровень безработицы, достойнее уровень материального обеспечения наемных работников. Исходя из чего можно сделать вывод, согласно которому эффективность субъектов малого и среднего предпринимательства является вполне измеримой характеристикой и поддается условной классификации на социальном и экономическом уровнях.
Экономический уровень эффективности деятельности субъектов малого и среднего бизнеса зачастую оценивается по таким показателям, как: прибыль, рентабельность, затраты, не включающие в себя накладные расходы на единицу продукции и др. Основная задача в рамках экономической части эффективности субъектов малого и среднего предпринимательства сводится к оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса, таким образом, стоимостная часть совокупных доходов должна превышать совокупные затраты, для достижения положительного экономического эффекта.
Однако помимо задач экономического характера субъекты малого предпринимательства склонны решать и целый ряд социальных задач. Именно малый и средний бизнес является катализатором при решении ряда социальных проблем. Индикатором, отражающим качество решения социальных задач, является социальный эффект от предпринимательской деятельности. Показатели социальной деятельности, в свою очередь, можно разделить на внутренние и внешние, где внутренние отражают результаты мероприятий внутри предприятия, направленные на развитие человеческого потенциала, а внешние отражают результат общественной деятельности.
Предприниматели обеспечивают содержание своих семей, способствуют развитию образования, здравоохранения и, самое главное, — имеют возможность оперативно реагировать на рост уровня безработицы, являясь своего рода ингибитором темпов роста безработицы. Именно активная часть населения, занимающаяся средним и малым предпринимательством, обеспечивает обслуживание основной доли потребителей, реализуя производство ассортимента продуктов, товаров и услуг в соответствии с направлениями изменения спроса на конкурентных рынках.
К основным элементам социального эффекта относятся:
• развитие малого предпринимательства, способствующего последовательному созданию обширного слоя собственников (среднего класса), независимо обеспечивающих достойный уровень жизни своих семей, являющийся основой социально-экономического благополучия любого государства;
• деятельность населения в сфере малого предпринимательства, которое является не только источником получения средств для покрытия текущих личных потребностей, но и способом раскрытия творческого потенциала личности;
• создание новых рабочих мест сектором малого предпринимательства, благодаря чему происходит снижение уровня безработицы, наряду со снижением уровня социальной напряженности;
• превышение уровня прожиточного минимума за счет достойной заработной платы;
• изменение жизненных ориентиров и психологии потребления населения, за счет вовлечения граждан в занятие малым предпринимательством;
• повышение уровня индивидуальной ответственности, в силу принятия индивидом ряда обязательств, вызванных его личной заинтересованностью в устойчивом развитии своего собственного дела.
Положительный социальный эффект внутри предприятия определяется растущим уровнем дополнительных материальных и нематериальных благ, направленных на прямое и косвенное взаимодействие между сотрудниками. К таким благам можно отнести: повышение уровня квалификации и использование официальных систем сертификации, компенсация по оплате обучения и профессиональной переподготовке сотрудников и др. Все это достигается теми предприятиями, которые обеспечены рядом конкурентных преимуществ; запасом финансовой прочности и высоким уровнем деловой активности; последовательным устойчивым развитием; активной государственной поддержкой и стимулированием.
Вместе с преимуществами у малого предпринимательства есть и свои недостатки, проблемы, с которыми также необходимо ознакомиться. Для предпринимателей, задавшихся целью основать малый бизнес необходим постоянный поиск инвестиций, чтобы создать собственное дело, а в дальнейшем продолжить и не разориться:
• затрудненное инвестирование. Государство оказывает поддержку малым предприятиям с помощью различных программ помощи, но этого не достаточно и не всегда государственные структуры вкладывают деньги и силы в начинающие предприятия. Кроме того, криминализация предприятий малого бизнеса частично связана непосредственно с отсутствием интереса к нему со стороны крупных инвесторов;
• малодоступные кредиты. Не смотря на бизнес-проекты, идеи малого бизнеса, банки не имеют достаточного стимула, чтобы кредитовать такие предприятия. Не помогают и проводимые государством программы;
• лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит тоже затруднены. К тому же и первые взносы являются слишком высокими для начинающих предпринимателей. Итак, малое предпринимательство в России испытывает трудности, чтобы их преодолеть, необходима последовательная работа по совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого предпринимательства, а также повышению эффективности региональных программ и преодолению коррупции. Сейчас необходима долгосрочная стратегия развития малого бизнеса, которая сможет решить социально-экономические проблемы страны.
Далее рассмотрим, что же необходимо для успешного развития малого бизнеса не только с позиции государства и улучшения экономики, но и с позиции предпринимателя, ставившего перед собой цель — материальное благополучие (таблица 1).