Фрагмент для ознакомления
2
Синдром эмоционального выгорания – это процесс постепенной утраты эмоциональной, и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы .
В психологии феномен «эмоционального выгорания» описан как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми .
Некоторые авторы выделяют условия и факторы, способствующие формированию синдрома эмоционального выгорания (В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, Н. В. Гришина, Е. Малер, К. Маслач, Т. А. Немчи, В. Е. Орел, Т. В. Форманюк, А. С. Шафранова).
Исследование проблемы профессионального выгорания у представителей разнообразных профессий проводится с целью оптимизации профессиональной сферы, сохранения и развития личности индивида в рабочей атмосфере, а также понимания ее психологического благополучия.
Именно благодаря эмоциональной составляющей жизнедеятельности в значительной мере определяется личное восприятие и видение окружающего мира в позитивном или негативном русле.
Исследование данного психологического феномена началось с 70-х годов ХХ века. Так, Г. Фрейнберг в своих трудах определил профессиональное выгорание как психологическое состояние человека, не страдающего психическими отклонениями, главной чертой профессиональной деятельности которого считается интенсивное эмоциональное общение . С самого начала данный термин означал состояние изнеможения или истощения подкрепляемое чувством своей бесполезности.
Чаще всего выделяют три основных компоненты профессионального выгорания:
1) эмоциональное и/или физическое истощение;
2) деперсонализация - отгораживание от окружающих людей;
3) сниженная производительность труда.
В исследовании данного понятия условно выделяют два этапа. В первом периоде преобладают клинические или психиатрические подходы. В большей мере они содержали предложения и идеи о разнообразных причинах эмоционального выгорания и особенностях работы с ним. Второй период изучения называют социально - психологическим. Любая работа, а особенно помогающая работа и работа с людьми требует больших эмоциональных затрат. Эмоциональные ресурсы могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. «Синдром эмоционального выгорания» - один из таких механизмов.
По мнению C. Маслач синдром эмоционального выгорания является синдромом полного физического и эмоционального истощения, включающего развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к профессиональной деятельности, утрату понимания и сочувствия в отношении к клиентам и пациентам (эмоциональное истощение, редукция профессиональных достижений и деперсонализация) .
Р. Кочюнас назвал этот феномен «сложным психофизиологическим феноменом, сопровождающимся эмоциональным, умственным или физическим истощением после длительной эмоциональной нагрузки» .
В более поздние годы К. Кондо определил эмоциональное выгорание в качестве состояния дезадаптированности к рабочему месту после усиленной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных взаимоотношений . При объяснении своей точки зрения, он уточнил, что «сгорание» происходит более быстро у людей, работающих с особым интересом. Стараясь помочь другим, они испытывают чувство разочарования, из-за отсутствия эффекта, который они придумали и сильно ждали.
Впервые в отечественной психологии упоминания о феномене, подобном профессиональному сгоранию, можно выявить в работах Б.Г. Ананьева, употребившего термин «эмоциональное сгорание», чтобы обозначить некоторое негативное явление, появившееся у людей определенной профессии (например, «человек-человек»), и связанного с межличностными отношениями. Описание явлений, которые схожи по собственному содержанию феномену сгорания, было представлено в работах отечественных психологов, посвященных анализу стресса .
В середине 90 годов ХХ столетия профессиональное сгорание начали самостоятельно исследовать в отечественной психологии. Чтобы обозначить исследуемый феномен, российские авторы начали использовать следующие термины: «эмоциональное сгорание» (Т.В. Форманюк и Е.В. Юдина), «эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко, М.В. Агапова, С.В. Умняшкина и О.В. Крапивина), «перегорание» (Г.А. Зарипова). Употребляли также термины «психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова и А.Б. Серебрякова) или «профессиональное выгорание» (Т.И. Ронгинская) .
Т.И. Ронгинская рассматривает выгорание как симптомокомплекс, который охватывает все структурные уровни личности .
А.А. Рукавишников описывает синдром профессионального выгорания как негативное психологическое явление, проявляемое через психоэмоциональное истощение, развитие дисфункциональных профессиональных установок и снижение профессиональной мотивации и наблюдаемое у лиц без психопатологии .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абрамова Г. С. Психология в медицине: учеб. пособие / Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц. М.: ЛПА «Кафедра-М», 2012. 512 с.
2) Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 31-39.
3) Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: Класс, 2010. – 169с.
4) Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 2011. –– 474 с.
5) Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. - СПб. : Питер, 2012. – 336с.
6) Кондо К. Психология эмоциональных состояний. – М.: АСТ, 2007. – 245с.
7) Кочюнас Р. Психотерапия: теория и практика. – М.: Наука, 1983. – 368с.
8) Маслач К. Выгорание: многомерная перспектива. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 288с.
9) Ронгинская Т. Синдром выгорания в социальных профессиях // Мир психологии. 2014. № 8. С. 57-60.
10) Ронгинская Т.И. Личность и эмоциональное выгорание. // Вестник практической психологии образования, 2004, № 1. С. 21-30
11) Рукавишников А.А. Синдром профессионального выгорания. – М.: МГУ, 2013
12) Форманюк Т. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации личности // Вопросы психологии. 2017. № 5 С. 12-16.
13) Юдчиц Ю. К проблеме профессиональной деформации // Журнал практического психолога. 2015. № 4. С. 18-23.