Фрагмент для ознакомления
2
сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои действия с общественными, нормами поведения.
Основой формирования коммуникативной компетентности является системная, постоянная, поэтапно спланированная работа.
Для развития коммуникативных навыков ребенка необходимо развивать психофизиологические особенности, такие как восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Без развития этих факторов ребенок не сможет полноценно общаться со сверстниками и воспитателями, родителями и окружающими [5].
Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль; понимание того, как другие будут воспринимать сказанное и умение слушать собеседника.
В качестве основных педагогических условий, которые должны реализовываться в процессе работы по развитию комуникативных навыков:
- создание доброжелательной, эмоционально благополучной атмосферы для общения детей; -
организация и обеспечение речевой среды;
- систематическое проведение работы по пополнению и активизации словаря, развитие всех сторон речи;
- использование комплекса методов и средств для развития диалогических умений (игры, упражнения, фольклор и т.д.) [8].
Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) всё это входит в коммуникативную компетентность ребенка и взрослого.
2. Приведите примеры игр (не менее 3), направленных на развитие коммуникативной компетентности у дошкольников. Результаты занесите в таблицу по параметрам
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева И.А. Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. № 4 (6). С.7–11.
2. Бизюкова Н.В. Коммуникативная игра как условие успешного решения проблем в общении детей младшего дошкольного возраста / В книге: Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Редколлегия: С.А. Герасимов [и др.]. Перевод с русского языка В.Л. Подольской. 2017. С. 173-177.
3. Вдовина Н.А., Винокурова А.О. Коммуникативные навыки старших дошкольников / В сборнике: Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2016. С. 136- 142.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. М., 1956. 410 с.
5. Зотова И.В., Могилка Д.В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 17 (99). С. 78-81.
6. Лосева И.И. Развитие речевых коммуникаций детей старшего дошкольного возраста: монография. Ульяновск: Зебра, 2016. 102 с.
7. Склезнева И.В. Игра с правилами как форма социально-коммуникативного развития старшего дошкольника в деятельности педагога-психолога // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 4. С. 49-53.
8. Цырдя Н.М., Иванова К.В. Использование современных технологий в развитии навыков коммуникации у старших дошкольников (из опыта работы) / В сборнике: Информационные и компьютерные технологии в дошкольном образовании Материалы заочной международной научно-практической конференции. 2016. С. 47.
9. Шабалина Н.В. Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в развитии навыков коммуникативного общения детей старших дошкольников / В сборнике: Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор: Е.Л. Сорокина. 2017. С. 199-20