Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Понятие детерминизм происходит от латинского слова determino – определяю, и в самом общем смысле означает некую закономерную обусловленность всех событий и явлений, происходящих в природе и жизни общества. Данная категория широко применяется при описании и анализе различных явлений в широком круге наук и в обыденном сознании людей. Именно поэтому, трактуется и интерпретируется принцип детерминизма достаточно широко, в зависимости от сферы научного знания, в которой он применяется, а также от той методологической основы, на которой строится познавательно-аналитическая деятельность исследователя.
Детерминизм является одним из основных объяснительных принципов научного познания, который требует интерпретации изучаемых явлений на основе естественного взаимодействия факторов, доступных эмпирическому контролю.
Детерминизм выступает, прежде всего, в форме причинности как совокупности обстоятельств, предшествующих и обусловливающих данное событие во времени.
Наряду с этой формой детерминизма, другими регуляторами научной мысли являются: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм обратной связи (эффект влияет на причину, вызвавшую его), статистический детерминизм (при сходных причинах возникают различные эффекты – в определенных пределах с учетом статистических закономерностей), целевой детерминизм (цель, предшествующая результату, определяет процесс его достижения).
Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует различные конструкции знания в конкретных науках. Это обусловлено своеобразием их предмета и исторической логикой его развития.
Принцип детерминизма в философии представляет собой учение, согласно которому любой факт бытия, любое явление в природе имеет вполне закономерную причину своего появления и существования. В этом смысле, принцип детерминизма противопоставляется индетерминизму, который подразумевает под собой такую картину мироздания, в которой возможно все и этому нет рационального объяснения. Простейшую форму причинности можно отразить закономерностью: причина – следствие, при этом эта закономерность имеет такие характеристики:
- временная последовательность, в которой причина всегда предшествует следствию;
- непрерывность, согласно которой любое следствие наступает вслед за причиной немедленно, без временного интервала;
- необходимость и всеобщность предполагают, что при одинаковых условиях совершения события, одна по свойствам причина, закономерно и неизбежно порождает одно и то же следствие.
Цель работы: рассмотреть принцип детерминизма в науке и философии.
Структура и объем. Работа состоит из вступления, двух разделов, выводов, списка использованных источников в количестве 11 названий. Общий объем составляет 20 страниц печатного текста.
1. Сущность детерминизма
Детерминизм - общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности . Детерминизм направляет научное исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей любых изменений в природе, обществе, мышлении. Основой детерминизма являются концепции причинности и закономерности.
Данное понятие в философии имеет свои категории. Можно рассматривать такие виды детерминизма, имеющие свои теории и особенности:
- философский детерминизм;
- естественно-научный, который включает в себя такие понятия, как телеология и телеономия;
- технологический и технический, этот вид детерминизма опирается на опыт в технологической сфере;
- социальный - такой вид определяет отношения в человеческом обществе.
Концепция жесткого детерминизма основана на представлении о качестве связей в реальном мире: связь независимо от ее природы или параметров в одинаковой степени необходима, а все изменения в поведении объектов и систем определяются внешними воздействиями, причинами и условиями. Объекты не имеют активного начала в самих себе, они лишь воспринимают внешние воздействия. Такой общий подход к пониманию детерминизма сформировался с античных времен. Картина мира, построенная на основе классической механики, унаследовала такой взгляд на причины изменений в мироздании.
Концепция жесткого детерминизма оказалась ограниченной в связи с появлением теоретико-вероятных методов исследования и, как следствие, статистических закономерностей. Был разработан новый класс базовых моделей бытия и познания, которые можно назвать моделями вероятного мира. Их основой является представление о статистических системах, образованные из независимых сущностей, между которыми нет постоянно действующих, устойчивых взаимосвязей. Независимость в статистических системах соотносится с их определенной внутренней устойчивостью, которая выражается через понятия вероятности и вероятностного распределения.
Согласно этой концепции внешние воздействия допускают наличие разнообразия в поведении отдельных элементов систем. Наличие внешних условий является необходимым, но недостаточным условием для образования статистических систем, для них характерно также наличие неустойчивых элементов и определенного типа взаимодействий (в частности, нелинейных) между ними.
Становление вероятных методов разрушило представление о всевластии внешних причин. Во второй половине XX века базовые модели мироздания претерпели изменения, вследствие разработку физико-математических основ явлений самоорганизации и становление синергетики. Основой новых подходов стала идея нелинейности, по которой нелинейными являются системы, свойства которых зависят от их состояния. Учитывая это, при анализе систем начали активнее изучать значение внутренних факторов, внутренней активности, первоочередной стала проблема самодетерминации, что характеризует функционирование и поведение сложных систем.
Модели жесткого детерминизма и вероятные модели рассматривают как два предельных вида базовых моделей: первые акцентируют на анализе внешних воздействий, вторые - внутренних. Абсолютизация первых приводит к утверждению, что в эволюционных процессах все предопределено и ничего принципиально нового возникнуть не может, абсолютизация вторых - к представлению о хаотичном, непредсказуемом мире. Модели самоорганизации синтезируют эти два вида, учитывая действие внешних и внутренних детерминант (факторов), сочетая при анализе эволюционных процессов, как действие необходимости, так и открытость будущего .
Теологический детерминизм. Особенно богословие было популярным в христианстве. Причем проблема возникла очень рано. Ведь христианские тео
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вундт, В. М. Введение в философию: учебник для вузов / / В. М. Вундт. - 5-е изд., стер. - М.: Издательство Юрайт, 2017. – 233 с.
2. Иванов, В.Г. Детерминизм в философии и физике / В.Г. Иванов. – Л.: Наука, 2014. – 185 с.
3. Капитон, В.П. Методологическая роль принципа детерминизма в научной картине мира / В. П. Капитон. – М.: Гардарики, 2013. – 200 с.
4. Кедров, Б.М. Научная концепция детерминизма / Б.М.Кедров. – М.: Высь, 2016. – 160 с.
5. Конт, О. Основные законы социальной динамики, или общая теория естественного прогресса человечества / О. Конт // Философия истории: Антология. – М.: Аспект Пресс, 2012. – С. 116-131.
6. Лебедев, С. А. Детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания / С. А. Лебедев, И.К. Кудрявцев // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. – 2015. - № 6. – С. 3-20.
7. Лукасевич, Я. О детерминизме / Я. Лукасевич // Вопросы философии. – 2014. - №5. – С. 60-71.
8. Огородников, В.П. Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения / В.П. Огородников. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 241 с.
9. Петров, В. П. Философия: курс лекций / В. П. Петров. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. – 281 с.
10. Разумовский, О.С. Современный детерминизм и экстремальные принципы в физике / О.С. Разумовский. – М.: Наука, 2017. – 248 с.
11. Шаталович, И.В. Принцип детерминизма в историко-философской ретроспективе / И.В. Шаталович. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.