Фрагмент для ознакомления
1
1. Введение 3
2. Николай Гаврилович Чернышевский: биография, деятельность 5
3. Н. Г. Чернышевский и его роль в истории русской литературы 10
4. Эстетическое учение Н.Г.Чернышевского 14
5. Заключение 18
6. Список использованных источников 20
Фрагмент для ознакомления
2
Николай Чернышевский, биография которого началась в Саратове, родился в семье провинциального священника. Ребенка воспитывал сам отец. От Чернышевскому передал религиозность, которая сошла на нет в студенческие годы, когда молодой человек увлекся революционными идеями. С детства Коля много читал и глотал книгу за книгой, что удивляло всех вокруг.
В 1843 году он поступил в Саратовскую духовную семинарию, но, не окончив ее, продолжил образование в Санкт-Петербургском университете. Чернышевский, биография которого была связана с гуманитарными науками, выбрал философский факультет. В университете у будущего писателя сформировались общественно-политические взгляды. Он стал социалистом-утопистом. На его идеологию оказали влияние члены кружка Иринарха Введенского, с которыми студент много общался и спорил. В то же время он начал свою литературную карьеру. Первые произведения искусства носили исключительно просветительский характер и остались неопубликованными.
Получив образование, Н.Чернышевский, биография которого была связана с педагогикой, стал учителем. Он преподавал в Саратове, а затем вернулся в столицу. В эти годы он познакомился со своей женой Ольгой Васильевой. Свадьба состоялась в 1853 году.
Начало журналистской деятельности Н.Г.Чернышевского было связано с Петербургом. В том же 1853 году он начал публиковаться в газетах "Отечественные записки" и "Санкт-Петербургские ведомости". Но больше всего Николай Гаврилович был известен как член редколлегии журнала «Современник». Существовало несколько кружков писателей, каждый из которых отстаивал свою позицию .
Николай Чернышевский, биография которого была уже известна в литературной среде столицы, больше всего сблизился с Добролюбовым и Некрасовым. Эти авторы были страстно увлечены революционными идеями, которые они хотели выразить в "Современнике". Несколькими годами ранее гражданские волнения прокатились по Европе, эхом отозвавшись в России. Например, в Париже Луи-Филипп был свергнут буржуазией. В Австрии венгерское националистическое движение было подавлено только после того, как Николай I пришел на помощь императору, пославшему в Будапешт несколько полков. Царь, правление которого началось с подавления восстания декабристов, опасался революций и усиления цензуры в России, вызвали беспокойство либералы в "Современнике". Они (Иван Тургенев, Василий Боткин, Александр Дружинин и другие) не хотели радикализировать журнал.
Деятельность Чернышевского все больше привлекала внимание государства и чиновников, ответственных за цензуру. Ярким событием стала публичная защита диссертации по искусству, где писатель выступил с революционной речью. В знак протеста министр образования Авраам Норов отказался присудить премию Николаю Гавриловичу. Только после того, как его сменил более либеральный Евграф Ковалевский, писатель стал мастером русской литературы.
Важно отметить некоторые особенности взглядов Н.Г.Чернышевского. Они находились под влиянием таких школ, как французский материализм и гегельянство. В детстве писатель был набожным христианином, но уже в зрелом возрасте он начал активно критиковать религию, а также либерализм и буржуазию. Особенно яростно он осуждал крепостное право. Еще до того, как был опубликован Манифест об освобождении крестьян Александра II, писатель описывал предстоящую реформу во многих статьях и очерках. Он предложил радикальные меры, включая бесплатную передачу земли фермерам. Однако манифест имел мало общего с этими утопическими программами. С тех пор как были установлены выкупные платежи, которые мешали крестьянам стать совершенно свободными, Чернышевский регулярно бранил этот документ. Он сравнил положение русских крестьян с положением чернокожих рабов в Соединенных Штатах.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонов, В.Ф. Н. Г.Чернышевский о пореформенной России / В.Ф. Антонов // История СССР. − 2019. − №2. − С. 20-38.
2. Богословский, Н.В. Жизнь Чернышевского / Н.В. Богословский. − М.: Детлит, 2014. − 302 с.
3. Володин, А.И. Будущее социологической концепции Н. Г. Чернышевского / А.И. Володин // Социс. − 2015. − №1 − С. 131-144.
4. Зевин, В.Я. Политические взгляды и политическая программа Н. Г. Чернышевского / В.Я. Зевин. − М.: Госполитиздат, 2013. − 320 с.
5. Мареев, С.Н. Философское обоснование идей русских революционеров-демократов / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. − М.: ИНФРА-М, 2014. − 825 с.
6. Пантин, И.К. Основы политико-философского мировоззрения Н. Г. Чернышевского / И.К. Пантин. − М.: Наука, 208. − 457 с.
7. Покусаев, Е.И. Общественно-политические взгляды Чернышевского, его революционный демократизм / Е.И. Покусаев. − М.: Госполитиздат, 2013. − 174 с.
8. Розенфельд, У.Д. Чернышевский Н. Г. Становление и эволюция мировоззрения / У.Д. Розенфельд. − Минск.: Вышэйшая школа, 2012. − 255 с.
9. Трофимов, В.Г. Социалистическое учение Н. Г. Чернышевского / В.Г. Трофимов. − Л.: Издательство ЛГУ, 2017. – 66 с.
10. Шульгин, Н.В. Очерки жизни и творчества Н. Г. Чернышевского / Н.В. Шульгин. – М.: Госполитиздат, 2016. – 115 с.