Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа посвящена проблеме распространению христианства в Скандинавских странах: Исландии и Гренландии. До принятия истиной веры населения Скандинавии были приверженцы языческой культуры. Древняя религия скандинавов основывалась на поклонении силам природы. К началу эпохи викингов в религиозных представлениях скандинавов произошли некоторые сдвиги.
После изучения скандинавских мифов саг можно проследить то, каково было преставления мира, его строении и сложную иерархию богов которые в первую очередь покровительствовали воинам. Главным богом или отцом всех богов был Один. Но в глазах скандинавов, Один был не только военным вождем, зачинщиком битв и сеятель раздора. Он – и вечный странник, никогда не остающийся на одном мести, старец в надвинутой на глаза шляпе, в голубом плаще, склонный к перевоплощениям и мистификации. Верхом на восьминогом коне Слейпнир, в сопровождении волка и ворона, зовущихся “Память” и “Мысль”, он постоянно охотится, как бы олицетворяя дух беспокойства и тяги к странствиям. Он же покровитель торговли. Один – воплощения высший мудрости, но считался источником магии и поэзии. Религия скандинавов не была проникнута моральным пафосом, нравственные понятие добра и зла в абстрактной форме были им чужды. Но вмести с тем эта религия придавала напряженность жизни. Все поведения человека подчинялось одному требованию, принципу: способствовать благу своего рода. Трудность, недостойные поступки могли повредить родовому счастью; неотомщенная обида, причиненная самому человеку или кому-либо из его близких, ложилась не только темным пятном на его честь,- она грозила разрушить душу рода, переходившую от предков к потомкам. И эта угроза была несравненно большей в глазах скандинава, чем страх смерти, которую он презирал. Поэтому каждый шаг, каждый поступок имел определенное значения. Человек был преисполнен чувства ответственности за будущее рода, частью которого он являлся, частица душу которого жила в нем. По это причини, он постоянно ощущал в себе присутствие силы рода и знал о поддержке, которую в случае необходимости он получал.
В религии всегда есть как бы два уровня: высший - учения о богах, то, что называется «богословием», и низший - культовые, обрядовые формы, действия, символика и ритуалы, священные предметы. Сила традиций присуща второму слою религиозных представлений и актов, которые играли огромную роль общественной жизни скандинавов. Вера во всемогущих богов разрушилась, их место стали занимать Христос и Дева Мария, наделенные при это некоторыми качествами старых богов. Язычество сохранилась не как система взглядов и идеология, а как суеверия и комплекс ритуалов. Его вытеснило Христианство, но в частной жизни людей она оставалось важным элементом. Часто скандинавы меняли религию. Скандинавы, придерживались как бы «смешанной веры»: обращаясь за помощью к богу христиан, они не порывали с язычеством. Исландский конунг Хельги Тощий: он верил в Христа, но на море прибегал к помощи Тора.
Актуальность данный темы видится в её мало изученности, советской историографии этой теми уделялось мало внимания. В советской историографии этой проблемой занимался А. Я. Гуревич, на анализе саг. Основным его работой по анализу саг была издана монография “История и Сага”. На анализе других материалов таких как “Перечень суеверий и языческих обычаев” в которой было перечислено то, что запрещала церковь, было проведана работа непосредственно как протекала Христианизация и что предпринимала, и советовала Духовенство, для того чтобы обратить скандинавов в “Истинную веру”.
1. Религия Викингов
Одной из причин, по которой христианизация Скандинавских стран растянулась на длительное время можно считать её сложную структуру, религия была агрессивной. И для того, чтобы понять, почему христианизация столкнулась с трудностями, необходимо проанализировать религию викингов.
Как и в любой политеистической религии, в скандинавском язычестве существовал пантеон богов. Также оно обожествляло природу. Древние скандинавские племена поклонялись природным силам. Именно к ним были приурочены многие праздники, ритуалы. Согласитесь, что много сходств со славянским язычеством. И это неудивительно. Ведь и те, и другие когда-то были в одной индоевропейской общности. То есть по сути являлись братьями.
Главенствующим богом в скандинавском пантеоне был Один. Ему уделялось очень значимое и важное место. Во-первых, он являлся отцом всех других божеств. Во-вторых, он был покровителем мудрости, поэзии, войны. Изображался Один как старик с одним глазом. Другим он пожертвовал, чтобы обрести мудрость. Также у Одина есть копье, его главное оружие, и корабль. Быстрее последнего в мире не существует. Есть у бога и восьминогий конь, два ворона (зовут их Мудрость и Память) и два волка, которые ведают Одину обо всем происходящем.
Другой почитаемый и важный бог в древнескандинавском пантеоне – Тор, старший сын Одина. Он покровительствует грозе, грому, а также дождю и плодородию. Тор оберегает людей от великанов. В качестве оружия этот бог использует молот, который способен сломить силы зла.
А вот перечень других богов в рамках скандинавского язычества :
• Фрейр – покровитель плодородия и летнего сезона.
• Бальдр (второй сын Одина) – бог добра и счастья.
• Фрейя – покровительница любви и военного дела.
• Локи – покровитель проворности и лжи.
• Фригг (супруга Одина) – богиня семейного очага, любви.
• Эйр – богиня здоровья, исцеления.
Существовало у скандинавов четкое разделение богов на так называемых Асов (высших) и Ванов (низших). Последние «ответственны» за явления, происходящие в природе, а также в жизни вообще.
Согласно мировоззрению скандинавского язычества, вся Вселенная состоит из нескольких миров :
Мир земной, мир обычных людей.
Мир Асов, или высших богов.
Мир Ванов, или низших богов.
Мир великанов, врагов людей и богов.
Трансцендентный мир.
Мир светлых эльфов и предков.
Мир Огня.
Мир темноты и вечного холода.
Подземная страна гномов.
Царство мертвых.
Разделение на миры было характерно и для славянского язычества. Древние скандинавские племена поклонялись свои богам, читали молитвы, приносили жертвы. Последние могли быть часто кровавыми, а том числе и человеческими. Также были у людей и фигурки богов, похожие на идолы у славян.
Но постепенно викинги, которые много путешествовали, пришли к выводу, что стать богатым можно, приняв христианство. Так они решили, смотря на другие европейские страны. И поэтому начала происходить постепенная христианизация скандинавских народов. Этот процесс начался также в десятом веке, как и у славян. Его течение было длительным и сложным, захватывающим все новые и новые территории.
2. Христианизация Скандинавских стран
Христианизация не проходила столь гладко и быстро, как это изображают иные жития святых. Примера праведной жизни отдельного отшельника его проповеди и даже создаваемых им чудес было недостаточно для того, чтобы обратить в истинную веру население, традиционно приверженное языческим культам. Известно также, какую важную роль в обращении в новую религию играла государственная власть, силой и авторитетом она искореняло язычества, и внедряла христианские порядки. И, тем не менее, долгое время даже после завершения миссионерской деятельности духовенству приходилось сталкиваться с устойчивыми пережитками язычества. О мерах по искоренению язычества говорят постановления церковных соборов, папские послания и декреталии, акты государственного законодательства и кодексы церковных покаяний. В частности, заслуживает особого внимания «Перечень суеверий и языческих обычаев» , в котором сжато, перечислены многообразные формы народных верований и обрядов, преследующийся церковью. «Перечень суеверий...» начинается с упоминания «святотатств» над покойниками и могилами. Религия тесно была связана с одухотворением природы. Обычно все религиозные церемонии проводились на открытом воздухе, в священных рощах. Также викинги возводили храмы, посвященные своим богам. Так в некоторых источниках упоминается о храме, в котором находилась огромная статуя Тора, стоящего в колеснице, запряженной двумя козлами . Но от всех святилищ почти не чего не осталось, так как они были разрушены христианами. Религиозные обряды проводились, как правило, самыми уважаемыми людьми, например, вождями. Все обряды сопровождались принесением жертв богам. Вера в природные силы — основа и всей народной медицины, равно как и разветвленнийшей системы приворотных и зловредных средств, против которых опять-таки ополчается духовенство. Подобно тому, как люди вмешиваются в природные процессы, помогая им ритуальными действиями, так и природа прямо влияет на судьбы людей . Наблюдая движение звезд и планет, следя за полетом птиц, изучая приметы, человек хочет получить залоги успеха своей деятельности. В январские календы участники праздника рядятся в телячьи и оленьи шкуры, наглядно демонстрируя свое единство с природой . Это же единство воспроизводится во время народных игрищ и жертвоприношений силам природы, совершаемых под открытым небом источников, в рощах, на скалах. Решительно запрещая эти сборища, церковь стремилась оторвать людей от лона природы, ибо, с точки зрения: духовенства, только в храме Божьем человек должен вступать в контакт с высшей силой. Все культы Природы, народные обряды, происходящие в лесах и рощах, на скалах и близ источников, считались богопротивными. Суровые наказания угрожали тем, кто занимался гаданиями, заклинаниями и прорицаниями будущего или верил в них.