Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Оперативно-розыскная деятельность в настоящее время предстает перед нами в четырех ипостасях: отрасль знания (отрасль науки); отрасль права; учебная дисциплина; практическая деятельность в борьбе с преступностью.
Преступления в большей своей части совершаются тайно, заранее тщательно готовятся, всесторонне продумываются, предпринимаются меры к сокрытию следов преступлений, все это значительно затрудняет, а иногда делает вообще невозможным раскрытие таких преступлений. Все это обусловило необходимость разработки мер, обеспечивающих раскрытие таких преступлений. Особенно это стало необходимым с появлением организованной преступности в виде организованных преступных групп, организованных преступных сообществ, других образований и др. Тщательная конспирация преступной деятельности поставила в повестку дня органов, призванных вести борьбу с преступностью, в качестве противовеса использование конфидентов для добывания информации об этой преступной деятельности путем тайного внедрения конфидентов в структуры преступных образований. Так была разработана система оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в закрытом режиме, что позволило повысить эффективность борьбы с преступностью. Совершенствование методов и средств борьбы с преступностью поставило в повестку дня необходимость подготовки кадров для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Развитие и совершенствование научных знаний предопределило необходимость как научного обоснования, так и формального закрепления этих знаний в качестве приказов и инструкций в ведомствах, на которые была возложена обязанность в проведении оперативно-розыскной деятельности. Последнее было обусловлено возложением на эти органы задач борьбы с преступностью.
1.Общие принципы оперативно-розыскной деятельности
Принципы ОРД - это внутренне присущие ОРД и определяющие ее содержание исходные (важнейшие, руководящие) идеи. Принципы ОРД вырабатываются оперативно-розыскной практикой и формируются в оперативно-розыскной теории, выражаются, как правило, в нормах оперативно-розыскного законодательства. Принципы ОРД реальны, как и сама эта деятельность, существуют вне зависимости от того, нашли они отражение в нормах оперативно-розыскного законодательства или нет, хотя, конечно же, нормативное правовое закрепление повышает их роль для оперативно-розыскной практики.
Принцип «humanus» (лат. - человечный) в оперативно-розыскной деятельности не соответствуют его названию. Преступники в своей деятельности используют тайные методы и способы совершения и сокрытия преступлений, ничего общего с человеколюбием не имеют. Государство же, создавая органы оперативно-розыскной деятельности для борьбы с преступностью, вынуждены разрешить деятельность, позволяющую преодолевать сопротивление преступности, применять методы и способы, внешне не согласующиеся с человеколюбием по отношению к лицам, преступившим закон. Это негласное проникновение в жилище для его осмотра, когда нет достаточных оснований для такого проникновения гласно, прослушивание телефонных и других переговоров, внедрение сотрудников в преступную среду, контролируемые поставки и многие другие мероприятия. Все эти и некоторые другие методы не всегда согласуются с понятием гуманизма в отношении лиц, хотя и совершающих преступления, но от этого не перестающих быть людьми. Поэтому преодоление преступных намерений и их реализацию законодатель поставил под контроль суда и других органов. Это все делает проведение этих мероприятий не всегда остающимися законными, будучи поставленными под контроль.
Принципами оперативно-розыскного законодательства являются: законность; публичность; гуманизм; равенство прав человека и гражданина перед законом; неотвратимость ответственности; совокупность применения гласных и конспиративных методов, средств и действий; применение конфидентов; подчиненность оперативника, ведущего дела оперативного учета, только закону; презумпция невиновности; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств оперативного дела; внешний (вневедомственный) контроль и прокурорский надзор за реализацией законов ОРД; свобода обжалования решений и действий должностных лиц, осуществляемых ОРД; обеспечение проверяемому лицу права на ознакомление с материалами; оценка фактической информации (оперативных, сыскных доказательств) по внутреннему убеждению.
Принципы должны быть едины как для конкретной отрасли науки, так и для отрасли науки, раскрывающей сущность и содержание этой отрасли права. Они должны одинаково пониматься и раскрываться в учебной дисциплине и практике реализации требований норм конкретной отрасли права. В противном случае, конкретное положение нельзя считать принципом.
Конституция РФ наряду с правом каждого на судебную защиту содержит правило, согласно которому при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (статья 50), а в соответствии с законом Об ОРД запрещается осуществлять этот вид деятельности с подстрекательством, склонением, побуждением граждан в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, т.е. провоцировать лиц на совершение преступления.
Мнение ученых на ответы разделилось по трем направлениям: первое, что проведение ОРМ, носящее элемент провокации при соблюдении должных оснований и условий законно, и не противоречит нормам Конституции РФ, которая должна в этой части иметь приоритет перед ратифицированными РФ договорами.
Второе направление - о необходимости запретить использовать в уголовном судопроизводстве такой вид доказательств, так как нормы международного права имеют приоритет перед национальным. Третье - нормы международного права должны применяться наравне с нормами национального, при этом нормы Конституции РФ должны толковаться Конституционным Судом РФ с учетом положений Европейской конвенции.
Вопросы ограничения прав и свобод имеют приоритетное значение для государства и должны рассматриваться с учетом международного права; но вопросы борьбы с преступностью, ее средства и методы должны быть отнесены к исключительной компетенции государства, так как составляют его тайну.
Соответственно, должны быть прописаны четкие принципы деятельности ОРД, которые в целом должны соответствовать нормам международного права и учитывать основные решения ЕСПЧ, пересмотреть вопросы оснований и условий проведения ОРМ.
Значение принципов для оперативно-розыскной деятельности, по нашему мнению, выражается в следующих положениях:
Принципы отражают сущность оперативно-розыскной деятельности, ее характерные черты.
Принципы представляют собой систему юридических норм, единых для всей оперативно-розыскной деятельности.
Нарушение принципов оперативно-розыскной деятельности влечет незаконность проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В оперативно-розыскной науке изучению принципов было посвящено достаточно большое количество работ. В последнее десятилетие наиболее часто к изучению принципов обращались В. М. Атмажитов, В. Г. Бобро, М. Н. Маршунов, Ю. Ф. Кваша, Д. В. Ривман, К. В. Сурков, А. Ю. Шумилов и другие.
Традиционно принципы можно разделить на две группы:
конституционные принципы, то есть принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации;
иные принципы (отраслевые, межотраслевые).
Вначале представляется целесообразным рассмотреть конституционные принципы.
Принцип законности предусмотрен статьей 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Как точно замечал Д. В. Ривман, принцип законности заключается прежде всего в точном и неуклонном соблюдении в процессе проведения ОРМ положений Конституции, Закона об ОРД, других законов и постановлений правительства, иных подзаконных нормативных актов, а также приказов, инструкций, указаний, постановлений, распоряжений, регламентирующих ОРД. Для подчеркивания значимости соблюдения законности этот принцип был продублирован в статье 3 Закона об ОРД. Требования против провокации в данном случае могут выражаться в том, что: во-первых, должно быть достаточно доказательств, указывающих на причастность изобличаемого лица к совершению преступлений, т.е. при вынесении разрешения на проведение ОРМ судья должен иметь возможность ознакомиться с оперативным делом, подтверждающим преступный образ жизни лица, в отношении которого будет проводиться проверочная закупка или оперативный эксперимент; во-вторых, личность лица, оказывающего содействие правоохранительным органам должна быть открыта, использование псевдонима в данном случае должно быть в исключительном случае по разрешению судьи.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина отражен в статье 2 Конституции Российской Федерации и статье 3 Закона об ОРД. Этот принцип реализуется через гарантии законности проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также через механизм защиты граждан от незаконных действий органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность. Как подчеркнули К. В. Сурков и Ю. Ф. Кваша, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина представляют собой норму-принцип, означающую, что органы, реализующие оперативно¬розыскную функцию, должны строго придерживаться конституционных положений, гарантирующих гражданам права, свободы, защиту их законных интересов. Представляется, что принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, и принцип законности переплетены, взаимообуславливают друг друга.
Принцип гуманизма, вытекающий из статьи 21 Конституции Российской Федерации, означает, что оперативно-розыскные мероприятия должны быть человечными. При их проведении насилие и пытки не допустимы. ОРМ в идеале должны иметь профилактическую направленность, то есть быть нацелены на удержание лиц, намеревающихся совершить общественно опасное деяние, от преступного умысла. Тем самым, разъяснил Д. В. Ривман, может быть исключено причинение вреда потенциальным жертвам, а носители личностных общественно-опасных установок могут быть удержаны от скатывания на путь преступлений. Гуманизм проявляется также в запрете на проведение ОРМ, приводящих к незаконному распространению сведений об обстоятельствах личной жизни лица, ставящих под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющих ему физическое или нравственное страдание.
Принцип обжалования действий органа, осуществляющего ОРД, вытекает из статьи 46 Конституции Российской Федерации и определяет две категории лиц, имеющие право в судебном порядке оспаривать действия указанных органов. К первой категории относятся лица, считающие, что оперативно-розыскные мероприятия нарушили их права и законные интересы. К другой категории относятся лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности, однако виновность которых не была доказана. Действия органов, проводивших ОРМ, обжалуются в суд. Если суд сочтет, что права и свободы данных категорий лиц были нарушены неправомерно, то разрешается вопрос по их восстановлению, а также возмещению причиненного вреда.
Следует сказать, что обжаловать действия органов, проводивших оперативно-розыскные мероприятия, можно и в прокуратуру.
2.Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности
Специальные (отраслевые) принципы – это принципы, присущие конкретной отрасли права, деятельности.
Специальные принципы оперативно-розыскной деятельности (ОРД) закреплены в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», и определяются как принцип конспирации и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.
Принцип конспирации означает, что все оперативно-розыскные мероприятия в необходимых случаях могут проводиться негласно, то есть скрытно от других лиц. При этом сведения об организации и тактике оперативно-розыскных мероприятий, а также сведения об использованных при их проведении силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах, а также ряд иных сведений, составляют государственную тайну. Несоблюдение принципа конспирации может повлечь для органа, осуществляющего ОРД, тяжкие, в том числе, необратимые последствия.
Принцип конспирации является отраслевым принципом оперативно-розыскной деятельности, из чего следует, что он имеет соответствующее теоретическое определение и обоснование, но теория оперативно-розыскной деятельности имеет свою систематику и из этого закономерным является вывод о том, что отраслевой принцип конспирации как одна из методологических основ всех рекомендаций оперативно-розыскной деятельности должен отражаться в системе соответствующей теории в качестве частных принципов связанных с особенностями реализации оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-розыскных средств.
Иными словами, можно выдвинуть гипотезу о том, что оперативно - розыскные мероприятия в процессе их планирования, организации и проведения должны соответствовать рекомендациям отраслевого принципа конспирации и отвечать частным положениям данного принципа, объясненным для средств оперативно-розыскной тактики.
Конспирация в деятельности правоохранительных органов имеет свою длинную историю, уходящую в глубь веков, однако рассмотрение этой проблемы не входит в круг интересов настоящей публикации. Поэтому в соответствии с выдвинутой гипотезой рассмотрение вопроса следует начать с того, что правовое закрепление принцип конспирации впервые получил в Законе РФ от 13 марта 1992 года №2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», затем он был повторен в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. №144- ФЗ.
Вместе с тем все нормативно-правовые акты не дают определения понятия конспирации, вероятно, это связано с тем, что законодатель не видит надобности комментировать определением термин, который является общепризнанным, а, следовательно, общепонятным.
Анализ специальной литературы по вопросам оперативно -розыскной деятельности изданной в последние десятилетия свидетельствует о том, что определению понятия «конспирация» как отраслевому принципу ОРД в теории уделено недостаточно внимания. Все, кто тем или иным образом касался этой проблематики следовали правилу - применять в познании возможности детального анализа и осмысления полученных результатов, их соотношения с предметной областью (объективной реальностью), со старыми представлениями о ней. Это означает обязательное проведение научного анализа теоретических данных проблемы, связанной с понятием конспирации в ретроспективном аспекте в соответствии с современными правовыми и теоретическими подходами к указанному понятию. На основе чего возможно авторское обоснование определения понятия «конспирация» для оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии со сложившимися в науке подходами к системе понятий, отражающих определение того или иного объекта, явления или процесса первым и основополагающим для других определений одного ряда является категориальные определения, то есть наиболее общие, наиболее значимые для науки и практики понятия оперативно-розыскной деятельности.
Ознакомление с учебными и научными источниками теории оперативно-¬розыскной деятельности приводит нас к мысли, что большинство авторов, занимавшихся исследованием понятия «конспирация» в своих трудах вольно или не вольно склонялись к рассмотрению этого понятия на уровне явления (о чем будет отмечено ниже) а не сущности, что свойственно для объяснения понятия «конспирация» как элемента системы знаний содержания оперативно - розыскной тактики. Вместе с тем в теории оперативно-розыскной деятельности имеются соответствующие определения, которые близки к сущностному объяснению понятия «конспирация», то есть дают его определение на категориальном уровне.
Совершенно очевидно, что это понятие абстрагировано от других понятий системы знаний, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, что дает основания для его дальнейшего развития на основе метода детализации с целью объяснения других более частных понятий теории ОРД
На этом основании рассмотрим определение понятия «конспирация» для оперативно-розыскной тактики, так как методологически оно имеет прикладное значение для реализации оперативно-розыскных мероприятий и оперативно¬розыскных средств соответствующими субъектами правоприменительной деятельности.
Фундаментальные источники достаточно разнопредметно толкуют этимологию этого понятия, однако практически все указывают на такое его значение как «сохранение тайны», где тайна, с учетом специфики оперативно-розыскной деятельности должна толковаться как «нечто уже известное, но скрываемое от других». Думается для определения понятия «конспирация» это один из существенных признаков, который весьма хорошо отражает функциональное назначение рассматриваемого принципа, однако содержательно это назначение следует уточнить в двух направлениях: какие сведения подлежат сохранению в тайне и от кого следует уберечь эти сведения.
Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств взаимосвязан с принципом конспирации. Его сущность в том, что в ряде случаев негласные средства и методы, применяемые в ходе ОРМ, сочетаются с гласными. Добиться результатов только негласными или только гласными методами нельзя. В связи с этим, взаимообусловленность и взаимосвязь негласных и гласных средств и методов для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, являются важным направлением к эффективности борьбы с преступностью.