Фрагмент для ознакомления
2
Защита деловой репутации в гражданском праве
Имидж юридического лица - залог его успешной работы. Неудивительно, что информация, порочащая доброе имя компании, всегда воспринимается болезненно. Гражданское законодательство гарантирует правовую защиту деловой репутации юридических лиц. В то же время организации часто терпят неудачу, если обращаются в суд по этому вопросу.
Деловая репутация юридического лица признается нематериальным благом. Его правовая защита гарантируется статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации [1]. Например, если организация порочит сведения, распространяемые о ней, в том числе в средствах массовой информации или в сети Интернет, она вправе требовать их опровержения в судебном порядке при условии, что лицо, распространившее их, не докажет, что указанные сведения соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано так же, как была распространена информация о юридическом лице, или иным аналогичным способом. Например, клеветническая информация, распространяемая в средствах массовой информации, должна быть опровергнута в тех же средствах массовой информации.
Кроме того, потерпевший вправе потребовать от редакции СМИ опубликовать свой ответ. Если недостоверная информация содержится в документе другой организации, она должна быть заменена или отозвана. Если сведения, порочащие деловую репутацию юридического лица, стали широко известны и поэтому невозможно довести опровержение до сведения общественности, организация вправе потребовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрета дальнейшего распространения указанной информации путем изъятия и уничтожения без какой-либо компенсации копий материальных носителей, содержащих такую информацию, изготовленных с целью введения в гражданский оборот.
Если эта информация размещена в сети Интернет после ее распространения, организация вправе потребовать удаления соответствующей информации, а также ее опровержения таким образом, чтобы это опровержение было доведено до сведения пользователей сети.
Правовая защита предоставляется также в том случае, если лицо, распространившее ложную информацию, не может быть установлено. В этом случае организация вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространяемой информации недостоверной. Помимо прочего, он имеет право требовать возмещения убытков от ответчика. Но организации не смогут возместить моральный вред после вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 № 142-ФЗ: пунктом 11 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что данный вид защиты распространяется только на граждан.
Отметим, что ранее нормы, регулирующие возмещение морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловую репутацию граждан, применялись в случаях распространения таких сведений в отношении юридического лица (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3).
Это означает, что в ближайшее время можно ожидать изменений в развитии судебной практики по применению норм о возмещении морального вреда к защите деловой репутации юридических лиц.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301
2. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 2. 560 с.
3. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 2. 528 с.
4. Гражданское право: учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 1. 528 с.
5. Гражданское право: Учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1. 511 с.