Фрагмент для ознакомления
2
Первобытное общество всегда изменялось, проходило через разные этапы.
Дифференцируют несколько типов такой периодизации:
1) Общеисторическая;
2) Археологическая;
3) Антропологическая .
Специфическая методологическая ценность – это периодизация, которая основывается на археологических данных как один из базовых рубежей развития первобытного общества - «неолитическую революцию». «Неолит» переводится как «каменный век».
Вышеназванный термин вводит в историю археолог Г. Чайлд (Англия) в середине прошлого столетия, при описании принципиально качественного переворота, который произошел во всех областях человеческой жизни при переходе в неолите (примерно VII -III тыс. до н.э.) от присваивающего к производящему хозяйству. Происходит переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, производству керамики.
Переход этот берет свое начало в разных районах земного шара (Восточное Средиземноморье, Междуречье, Месоамерика, Горное Перу и др.) приблизительно 10-12 тыс. лет назад и занял несколько тысячелетий.
Данные изменения также перенеслись на всю экономическую сферу жизни первобытного общества, изменили ее социальную и духовную составляющие. И часто этот период называют «революцией», которая растянулась на несколько тысячелетий.
Такое разделение на периоды дает возможность четко разграничить, в каком временном периоде существовало первобытное общество, в каких временных рамках оно существовало, какая была социальная и духовная организация социума, какие воспроизводственные формы применялось человечеством. И тут появляется возможность определения форм организации власти и социально-регулятивных систем функционирования в обществе.
Долгое время предкроманьонский человек (появление – 40 тыс. лет назад), в основном, занимался охотой, рыболовством, собирательством плодов и корней растений. Этот период характеризовался присвоением готовых животных и растительных форм. Для осуществления этого предкроманьонский человек применял орудия из кремня, кости, дерева. Деятельность была связана с оружием.
Организация общества кроманьонцев определялась общиной семьи, руководство которой осуществляли ее наиболее авторитетные члены. Авторитет был у того, кто добывал пищу, знал обычаи и обряды. Фундаментом семейной общины были отношения между родственниками, интегрировавшие, как правило, несколько поколений. Это были родители, их дети, дети этих детей. Также был присущ относительно кочевой образ жизни на конкретной территории.
Общины семьи могли интегрироваться, также на основе родственных связей, в более крупные образования, чтобы быть защищенными от нападений. Это делалось для организации военных походов, коллективной охоты .
В таком обществе была строго определенная структура половозрастного разделения труда, распределения пищи, брачно-семейных отношений. Последние варьировались в зависимости от соотношения количества мужчин и женщин, их возраста, брачных форм (моногамные, гарем).
Целью данной работы является рассмотрение системы воспитания в первобытном обществе – генезиса и развития.
1 Общая характеристика первобытного общества
Форма власти в первобытном обществе – потестарная (от лат. «potestas» - власть, мощь). Например, потестарная власть предводителя семейной общины основывалась не только на его авторитете, но и на возможности жёсткого принуждения. Если установленные правила нарушались, их нарушитель строго наказывался. Его даже могли лишить жизни. Первобытное общество знало и разные организационные типы разрешения споров состязания самих спорящих (в случае, когда считалось, что победитель выиграл спор, родственный суд, суд посредников, совета старейшин). Можно сделать вывод, что такая социальная организация первобытного общества давала равновесное общение человека и природы. Это был первый метод существования общества людей и он полностью удовлетворял их потребности.
На рисунке 1 мы представили особенности общественной власти в первобытном обществе.
Рисунок 1 – Особенности общественной власти в первобытном обществе
В первобытном обществе нет политической организации и норм права как инструментов управления государства. Власть в первобытном обществе носит только общественный характер. Власть инициируется родом, фратриями, племенами, формировавшими органы самоуправления.
Если во главе первобытного стада был вожак, решавший сам вопросы жизнедеятельности, то в родовой общине общее собрание родственников стало самой высокой инстанцией власти.
Но были не только родовые (племенные) собрания. Органами общественной власти в первобытном обществе были старейшины, военачальники и жрецы как самые авторитетные члены рода. Насколько были развиты их личные качества, мудрость, ловкость в охоте, военные способности – настолько они были авторитетны в обществе. Должностные лица могли смещаться собранием. Последнее было контролирующим способом влияния на общество. Мнение старейшин было важным и обладало силой, поскольку в нем отражались интересы общества. Подчинение носило естественный характер, поскольку было связано с общностью интересов всех членов рода .
Кто-то из ученых предполагает, что в первобытном обществе старейшин родов не выбирались, а ими становились по факту. То есть все родственники как бы молча признавали человека, который выделялся среди них и характеризовался какими-либо качествами, за которые его можно было уважать, слушать и доверять. Естественно, что института выборов, как мы его наблюдаем сейчас, тогда не было. Но факт, что признание за каким-либо человеком преимуществ перед другими родственниками, было, говорит о том, что избрание лучшего в любой обществе всегда было и будет. Этот выбор был более влиятельным, авторитетным, чем выбор в результате формального голосования.
Но исключать того, что на должность старейшины претендовало сразу несколько авторитетных личностей рода, тоже не нужно. Поэтому можно
Фрагмент для ознакомления
3
1) Гернес М. История первобытного человечества. — М.: КРАСАНД, 2010. — 111 с.
2) Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. - М., 2000.
3) Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе. M., 1998.
4) Леббок Дж. Начало цивилизации и первобытное состояние человека: умственное и общественное состояние дикарей. — М: ЛИБРОКОМ, 2011. — 369 с.
5) Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. — СПб. : Европейский Дом, 2002. — 399 с.
6) Марков Г. Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном обществе. — М.: КРАСАНД, 2010. — 304 с.
7) Пискунов А.И. История педагогики от зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVIII в. Екатеринбург, Единство 2004.
8) Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М., 2001.
9) Шурц Г. Материальная и духовная культура. История первобытной культуры Т. 2, 2010. —с. 417