Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные условия развития хозяйственных отношений, должны учитывать социальные интересы человечества. Образование системы хозяйственных отношений с учетом интересов людей, с применением современных инструментов регулирования мотивацией их трудовой деятельности приведет к значительному повышению эффективности экономики в целом.
С развитием рыночных отношений человек, как персонал становится уникальным товаром. Основу его уникальности составляют две особенности, первая – он способен создать стоимость больше, чем на него можно потратить, вторая, он является непосредственным и незаменимым участников осуществления производственного процесса, а также, от него зависит эффективность использования средств в производственном цикле. В связи с чем, создание, совершенствование и развитие системы мотивации и стимулирования персонала в организации влияет на повышение экономической эффективности производства, что является актуальным для современной организации.
Цель работы – рассмотреть взгляды современных отечественных ученых и практиков на вопросы мотивации труда.
Предмет исследования – подходы учены к понимаю мотивации труда.
Объектом исследования является мотивация труда.
Структура работы включает в себя введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Взгляды современных отечественных ученых и практиков на вопросы мотивации труда
Любая человеческая деятельность основывается на мотивации, за исключением рефлексов. Ученый из области психологии под «мотивом» понимают, то, что приводит поведение человека в активное состояние. Отсутствии благ у человека может приводить к возникновению у него потребности, которая усиленная нуждой, приводит человека к активным действиям по удовлетворению возникшей потребности. Стоит отметить, что потребности не всегда приводят человека к активному поведению, примером может служить – диета. В связи с чем, большинство психологов избегают вкладывать в определение «мотива» активизацию поведения, а определяют мотив как «предрасположенность к достижению каких-либо целей».
По анализу научных источников можно сделать вывод, что однозначного понятия термина «мотивация» нет. В научных источниках приводятся различные интерпретации данного понятия. Для выявления наиболее общих черт данному понятию, проведем анализ интерпретаций наиболее распространённых определений понятия «мотивация».
Такие ученые как: Е.Е. Вершигора , Н.И. Кабушкин в термин «мотивация», вкладывают процесс побуждения себя и других людей к достижению различных целей и целей организации; это внутреннее состояние, определяющее поведение человека.
С точки зрения А.Т. Кочкина, мотивация – это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости .
Приведём также определение понятию «трудовой мотивации». Пол «трудовой мотивацией» понимают процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации, продуктивное выполнение принятых решений или намеченных работ.
Р. Оуэн и А. Смит, определяли деньги как совершенный инструмент, который мотивирует человека к действию. Основу их теоретических взглядов составлял «человек экономический», который осуществлял любую деятельность только ради получения средств, которые позволят ему удовлетворить его потребности.
Однако, с течением времени и появлением актуальных результатов психологических исследований по теме мотивации человека, доказали, что денежные средства являются не единственным фактором, побуждающим деятельность человека. На данный момент существует два направления теоретических исследовании мотивации. Первое направление утверждает, что потребности человека являются единственным источником, который приводит в активность человека, второе, что действия индивида, можно обосновать изучая его реакции и ожидания.
С течением времени изучения «мотивации», появилось множество теорий, выделим основные теории, которые оказали наибольшее влияние на современные взгляды, а именно:
Теория потребностей А. Маслоу.
Теория Д. МакКеланда (власть, успех (реализация целей) и аффилиация).
Двухфакторная модель Герцберга.
Теория ожиданий В. Врума.
«Теория X» и «Теория У» Д. МакГрегора.
Мотивационная теория справедливости.
Модель Портера – Лоулера.
Однако, ни одна из теорий не была использована полностью, так как каждая встречала не мало критических замечаний.
Перед более подробным описанием каждой теории, отметим, что только модель мотивации, которая включает в себя, опыт и знания из разных областей науки сможет эффективно побуждать персонал к достижению корпоративных целей.
Современное развитие психологии, не дает универсальную структуру эффективного воздействия на персонал, для достижения упомянутых выше целей. Однако, основываясь на общих закономерностях можно разрабатывать эффективные модели мотивации сотрудников. Выделим наиболее распространенные мотивационные модели:
модель «ожидания»;
модель «кнута и пряника»;
факторная модель стимулирования;
модель, использующая внутреннее и внешнее поощрение;
модель, учитывающая первичную и вторичную потребность;
модель «справедливости»;
и др.
Первыми кратко опишем содержательные теории мотивации, которые основываются на идентификации потребностей, которые заставляют персонал действовать.
Во главе таких теории, стоит теория А. Маслоу. Он также как и некоторые другие исследователи выделяли первичных и вторичных потребности в человеческой побудительной системе. Таким образом, ученые хотели создать единую схему иерархии мотивов в поведении человека. Также одной из их задач было, выявить последовательность в удовлетворении человеком его потребностей.
А. Маслоу выделял уровни потребностей, по его мнению, не социум влияет на развитие личности, а личность является первоочередным фактором по отношению к социуму. Из чего следует, что для изменения в социуме, могут происходить только после изменения человека .
А. Маслоу утверждает, что социальный контроль над личностью не требуется. Он не дает личности шансов на самореализацию свой сущность, которая может самореализоваться только через самоактуализацию. В свою очередь, самоактуализация, является незыблемой основой индивидуальности человека.
Внешняя среда, по Маслоу – «трамплинн» или стимул для активации внутренних бессознательных сил индивида.
А. Маслоу направлял свою иерархическую систему потребностей на реализацию человеческой мотивационной силы. Самые нижние уровни разработанной Маслоу иерархии, по существу, обслуживают самоактуализацию, к примеру, удовлетворение физиологических потребностей, таких как чувство голода или жажда. Только после их удовлетворения, они перестают превалировать над другими и регулировать деятельность человека, однако потом начинают проявляются потребности более высшего уровня, к которым относится потребность в безопасности и самосохранении, на следующий уровень Маслоу ставит потребность в любви. Следующий уровень занимает стремлении человека к самоуважению, к достижению независимости, компетентности в деятельности, в отношениях с обществом. А самые высокий уровень в описанной иерархии, занимает потребность в самоактуализации.