Фрагмент для ознакомления
2
1. Сущность субъектов деловых отношений
В деловом общении происходит формирование и развитие деловых отношений между двумя или более социально-экономическими субъектами, будь то работники или руководители, выступающие от имени и в интересах:
частных компаний,
государственных организаций,
некоммерческих организаций, общественных объединений, ассоциаций и т.д.
Таким образом, в качестве субъектов деловых отношений выступают люди, обладающие определенными статусами и выполняющие ролевые предписания.
Цель деловых отношений состоит в организации совместной деятельности, как правило, в области решения экономических, социальных, политических задач.
Во второй половине ХХ в. усиливается роль личности во всех сферах человеческого бытия. Это связано с развитием образования и образованности человека, ростом его возможности влиять на различные сферы человеческого бытия (политика, экономика, техника экология и др.).
Особенно значительным является усиление личностных факторов в деловой сфере: бизнес, менеджмент, отношения с деловыми клиентами, партнерами и др.
Вопрос уровня этических и психологических основ деловых отношений касается всех сотрудников организации, которые вступают в деловые отношения с сотрудниками организации, партнерами и клиентами организации, а также в деловые отношения в позаорганізаційній сфере. Ведь в современной деловой жизни возрастает роль личности сотрудника организации, который вступая в деловые отношения создает уровень доверия к оргапнизации, ее имидж. А в самой организации растет личностный аспект ее эффективного развития 1, с. 78.
Важным методологическим инструментом осознания роли личностно-психологических основ деловых отношений является понятие”личность".
Личность-центр психики человека, комплекс ее психических свойств. Благодаря взаимодействию психологических свойств человек осознает свое я, самоопределяется, саморазвивается, самореализуется – самоактуализуется в отдельных сферах жизни и жизни в целом. Понятие личности является базовым понятием психологии.
Важным шагом для понимания сущности личности стало использование в психологии личности системного подхода. Согласно ему, личность представляет собой высшую форму целостности психики человека, динамическую систему, образованную взаимодействием ее свойств.
Особая роль в деловых отношениях принадлежит личности руководителя, менеджера. В настоящее время существует потребность в подготовке менеджеров, руководителей высокого профессионального уровня, способных развивать бизнес-отношения и отношения в организациях на цивилизованной основе, которая в значительной степени определяется психологической культурой, этической культурой и уровнем культуры личности в целом.
Анализ теории и практики управленческой деятельности в организациях дает возможность сделать вывод, что профессионализм менеджера является системным явлением и определяется совокупностью таких его составляющих:
знание, умение, навыки в сфере управленческой деятельности;
профессиональные знания, умения, навыки в соответствующей производственной сфере;
психологическая культура;
этическая культура 3, с. 68.
Личностно-психологический подход к развитию теории и практики деловых отношений базируется на теориях личности в психологии.
В процессе осмысления психологической наукой сущности личности, особенностей ее развития, самореализации, взаимодействия с внешней средой сформировались теории, которые различаются между собой методологическими подходами, исследовательским инструментарием, а соответственно и выводами. Самыми известными и популярными в сфере деловых отношений, в частности в сфере менеджмента, есть такие психологические теории: психоаналитические теории, бихевиоризм (поведенческая школа), когнитивная психология, гуманистическая психология. Можем отметить значимость для современного понимания организации гештальтпсихологии. Значительное практическое распространение в менеджменте получает трансакционный анализ.
Рост личностного фактора развития экономической сферы общества, в частности бизнеса, обусловило усиление научных исследований в сфере психологии бизнеса, а особенно разработку практических рекомендаций, с целью усиления психологических факторов сферы деловых отношений.
Не может быть эффективным бизнес, если бизнесмен не имеет соответствующих знаний по психологии (психологии личности, социальной психологии, психологии бизнеса). Бизнес требует установление и длительное поддержание деловых отношений с деловыми партнерами и клиентами. А без соответствующих психологических знаний это не возможно. Это касается всех сотрудников организации, потому что, в той или иной степени все сотрудничают с партнерами по бизнесу, клиентами и формируют имидж фирмы 4, с. 107.
Нужно уточнить, что сами по себе психологические знания являются первым, но не определяющим условием развития психологических основ бизнеса. Нужны также умения, навыки, мотивация к действию, сами действия – психологические знания должны актуализироваться в психологической культуре личности.
В частности, современный бизнес требует высокого уровня психологической культуры во многих ситуациях бизнес-деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Каменская, Е.Н. Психология и этика делового общения / Е.Н. Каменская. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 155 с.
2. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса : учебник / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 210 с.
3. Психология и этика делового общения / Под ред. Лавриненко В.Н. -М.: ЮНИТИ.- 2008. - 279с.
4. Трофимов В.К.Деловая этика. – Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 352 с.