Фрагмент для ознакомления
2
6. Какова сфера финансового контроля? Приведите примеры результатов финансового контроля.
Финансовый контроль состоит из двух взаимосвязанных сфер: государственной и негосударственной.
Государственный финансовый контроль является регламентированной деятельностью государственных учреждений по проверке финансовых операций, которые связаны с созданием, распределением и расходованием централизованных и децентрализованных денежных фондов. В связи с этим государственные контролеры обладают правом проведения ревизий и проверок как в государственном секторе, так в сфере частного и корпоративного бизнеса.
В случае, когда организация сама проводит финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельности, посредством своих экономических служб, то такой контроль называется внутрихозяйственным.
В конце 80-х годов в России возник новый вид финансового контроля, который называется аудиторским контролем. В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашёл отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.
Аудиторская проверка может проводиться, как отдельными физическими лицами, которые прошли государственную аттестацию, так и фирмы-аудиторы, любой организационно-правовой формы, предусмотренной действующим законодательством. После получения лицензии, дающей право на осуществление аудиторской деятельности, аудиторов включают в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ контролирует аудиторскую деятельность со стороны государства.
10. Каковы задачи финансового планирования?
Задачи, которые решаются в процессе финансового планирования, сложные и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.
Основные задачи финансового планирования заключаются в следующем.
Во-первых, в определении величины финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
Во-вторых, в определении величины и направлений расходования финансовых ресурсов, установление приоритетов в использовании средств;
В-третьих, в обеспечении сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
В-четвертых, в создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, которые формируются органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2. Какова взаимосвязь финансовой, бюджетной, налоговой, инвестиционной и таможенной политик?
Если экономика стабильно развивается, то объем промышленного производства, прибыли предприятий, объемы сбыта в розничной торговле, доходы населения растут, а безработица падает. Аналитики должны отслеживать показатели бюджетной, налоговой и денежной политики, потребительских расходов, закупок и стоимости товаров производственного назначения, стоимости энергоресурсов, состояние внешней торговли и валютные курсы вследствие потенциального воздействия этих факторов на экономику*.
Центральным органом, проводящим в жизнь финансовую политику и управляющим финансами, является Министерство финансов РФ. Оно функционирует в соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 273 (с последующими изменениями и дополнениями). Постановление определяет Министерство финансов РФ как «федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти».
4. В чем состоит различие между косвенными и прямыми методами государственного регулирования финансов, их преимущества и недостатки?
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
Основу прямого регулирования составляет сила государственной власти, санкции за неподчинение, а не мотивация и стимулирование. Методы прямого воздействия заставляют хозяйствующих субъектов ориентироваться на государственные указания, а не на самостоятельный выбор. Наиболее ярко прямые методы воздействия проявляются в административно-командной экономике, когда государство четко определяет планы для каждого региона, отрасли, предприятия. Но и в рыночной экономике прямые методы находят применение.