Фрагмент для ознакомления
2
Ответы на вопросы.
1. Что изучает экономическая теория? Какие функции она выполняет?
Экономическую деятельность осуществляют различные экономические агенты: владельцы собственности, менеджеры, руководители предприятий и т.д. Деятельность экономических агентов, закономерности этой деятельности составляют предмет экономической теории. Но это не все. При принятии решений некоторые параметры экономики являются заданными для экономических агентов, но большая часть параметров является результатом деятельности самих агентов. Экономическим агентам приходится решать три основных вопроса: в условиях ограниченных ресурсов Что и сколько производить? Как производить? Для кого производить? Таким образом, экономическая теория - общественная наука, которая изучает проблему выбора в условиях ограниченности ресурсов для максимального удовлетворения потребностей людей.
Различные источники выделяют от 5 до 7 функций экономической теории. Опишем эти функции.
1. Познавательная (теоретическая) функция. Изучение процессов, причин и факторов различных экономических явлений. Она позволяет определить закономерности, по которым происходит развитие, как народного хозяйства, так и технологического прогресса.
2. Практическая (прагматическая) функция. Формирование и обоснование схем и принципов экономической деятельности государства, и обоснования последней. Иными словами, практическая функция проявляется как применение выработанных в результате анализа и изучения истории экономики методик с целью получения положительных результатов и обеспечения рационального распределения материальных благ и ресурсов среди населения. При этом, если познавательная функция экономической теории представляет собой постановку проблем, исходя из накопленного опыта, то прагматическая является их решением.
3. Методологическая функция. Данная функция экономической теории является производной от познавательной и базисной для практической функций. Ее суть состоит в выявлении общих направлений развития экономики в зависимости от актуальной для государства общественно экономической формации, которая формирует определённую точку зрения на процесс развития и основные проблемы экономики в определённый временной период.
4. Воспитательная (мировоззренческая) функция. Формирование у общества определенного мировоззрения в отношении различных экономических явлений. Более того, присутствующее в обществе восприятие экономики косвенно отражается на межличностных отношениях в социальной жизни общества, а также идеологии. Прежде всего, сюда относятся трудовые отношения, а также права, свобода и обязанности населения перед государством и обществом.
5. Критическая функция. На основе познания законов, управляющих экономическими процессами и явлениями, вырабатывается механизм хозяйствования, его структура и элементы, активно воздействующие на субъекты рыночной экономики и определяющие их целесообразное поведение.
6. Прогностическая функция. Научные прогнозы развития экономики, выявление перспектив общественного развития
2. Что служит объектом микро- и макроэкономического анализа?
Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических субъектов – предприятий (фирм) и домохозяйств. Следовательно, среди объектов микроэкономики можно выделить: отдельных индивидов, домохозяйства, фирмы, собственников первичных ресурсов производства, крупнейшие корпорации, которые связаны с другими предприятиями в государстве и за его пределами, отрасли экономики.
Макроэкономика это раздел экономической теории, рассматривающий, как функционирует экономическая система в целом. Объектами изучения макроэкономики являются богатство и доход нации, темпы и факторы экономического роста, структура и пропорции общественного производства, проблемы взаимодействия национальных экономик.
3. Охарактеризуйте основные методы анализа.
Экономическая теория основана на использовании различных методов.
Формально-логический метод, т. е. метод, основанный на формальной логике; он включает ряд более частных методов, а именно:
– анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части;
– синтез – метод, противоположный анализу и состоящий в соединении частей в единое целое;
– индукция – метод познания, основанный на движении в анализе от частного к общему;
– дедукция – метод, противоположный индукции, состоящий в движении от общего к частному;
– сравнение – метод, предполагающий выявление общих черт и различий рассматриваемых явлений или процессов;
– аналогия – метод, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.
Диалектический метод – метод, предполагающий, что каждое явление рассматривается в своем развитии; он включает такие методы, как:
– метод восхождения от абстрактного к конкретному – метод, предполагающий движение анализа от конкретного представления к абстрактному и от абстрактного представления возвращение к конкретному, т. е. к практике.
– метод единства логического и исторического – метод, основанный на рассмотрении явления в развитии (его истории), а затем выявлении логического обоснования данного исторического процесса (законов развития).
Системный метод (системный подход) – метод, основанный на рассмотрении объекта или явления как системы, т. е. совокупности взаимосвязанных элементов. Системный метод предполагает наличие у рассматриваемого экономического явления или объекта таких свойств, как:
– целостность (элементы системы предстают в их взаимосвязи);
– эмержентность (свойства системы не могут быть сведены к сумме свойств ее элементов);
– целенаправленность (функционирование и развитие системы подчинены внутренним целям);
– адаптивность (система имеет внутренний механизм, позволяющий ей приспосабливаться к изменениям внешней среды);
– открытость (все экономические системы являются открытыми, т. е. находящимися в постоянном взаимодействии с внешней средой);
– автономность (система сохраняет определенную самостоятельность по отношению к внешней среде, она существует и развивается согласно не только общим законам и закономерностям, но и своим индивидуальным особенностям);
– структурность (система обладает внутренней структурой).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Василенок В.Л., Макарченко М.А. Экономика. Микроэкономика и макроэкономика: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГУНиПТ, 2003. - 217 с.
2. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2007. - 416 с.
3. Экономика. Учебник для экономических специальностей вузов. Под ред. Булатова М.С. – Юристъ, 2002 – 896 с.
4. Учебник по основам экономической теории. Под ред Камаева В.Д. – М., «ВЛАДОС», 2003. – с.380