Фрагмент для ознакомления
2
Задание. Вариант 1
1. Чжуан цзы, Внутренний раздел, гл. 1 Беззаботное скитание (https://royallib.com/read/chguantszi/chguan_tszi_perevod_vv_malyavina.html#0 ). Надо прочесть главу и привести цитаты из нее, в которых, по вашему мнению, говорится о:
А) смысле бесполезного;
Б) причине мимолетности и суетности жизни.
А) смысл бесполезного;
Исходя из данной главы, можно говорить о сути бесполезного с нескольких точек зрения. Во-первых, в работе неоднократно встречается идея о том, что в этом мире все относительно и разные существа воспринимают этот мир по-разному. То, что для одного кажется полезным и имеющим смысл, для другого может оказаться совершенно бесполезным. Так, для малого великое кажется бесполезным. В подтверждение своей точки зрения можно привести следующий фрагмент из Чжуан цзы. Мудрец говорит о том, что на далеком севере живет огромная рыба Кунь и птица Пэн. Крылья этой птицы закрывают все небо, она может взлететь на огромную высоту. А крохотный воробей смеется над великой птицей: «Куда только ее несет? Вот я подпрыгну на пару локтей и возвращаюсь на землю. Так я порхаю в кустах, а большего мне и не надо. И куда только несет эту птицу?» Таким образом, малое не всегда понимает великое. И поэтому великое может казаться малому бесполезным.
Во-вторых, смысл бесполезного заключается в том, что оно не требует от нас никаких забот и хлопот, а потому дает возможность для отдыха и мечтаний. В подтверждение вышесказанного можно привести следующий фрагмент из Чжуан цзы. Некий Хуэй-цзы рассказал мудрецу о том, что у него во дворе растет огромное дерево. Но это дерево абсолютно бесполезное и не представляет никакого интереса для мастеров плотников. И это дерево Хуэй-цзы сравнивает со словами мудреца Чжуан-цзы: «Так и слова твои: велики они, да нет от них проку, оттого люди не прислушиваются к ним» В ответ на эти слова Чжуан цзы объясняет смысл бесполезного следующим образом: «Ты говоришь, что от твоего дерева пользы нет. Ну так посади его в Деревне, Которой нет нигде, водрузи его в Пустыне Беспредельного Простора и гуляй вокруг него, не думая о делах, отдыхай под ним, предаваясь приятным мечтаниям. Там не срубит его топор и ничто не причинит ему урона. Когда не находят пользы, откуда взяться заботам?»
Б) причина мимолетности и суетности жизни.
На наш взгляд, в данном фрагменте говорится о том, что вся наша жизнь полна суетности и мимолетности. Чжуан цзы сравнивает ее с пылью, которая поднимается из под копыт скачущих диких коней.
Одна из причин суетности и мимолетности заключается в том, что сами люди очень любят вносить в этот мир раздор и путаницу и в результате они полностью погрязли в суете.
Другая причина суетности и мимолетности, как нам показалось, заключается в относительности всего существующего. Как уже говорилось, малое не может понять великое: «Мушки-однодневки не ведают про смену дня и ночи. Цикада, живущая одно лето, не знает, что такое смена времен года. Вот вам «короткий век» На наш взгляд, суетность и мимолетность в мир вносят как раз такие существа, живущие «короткий век». Они не ведают ничего из того, что лежит за пределом их существования. Им кажется, что все мироздание ограничено их «коротким веком».
2. Какие изречения Гераклита Эфесского Вы знаете? Как можете их объяснить?
Древнегреческому философу Гераклиту Эфесскому (ок.544-ок.483 до н.э.) принадлежат многие известные высказывания. Рассмотрим далее некоторые из них более подробно.
«Все течет, все меняется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» - Это означает, что мир находится в постоянном движении. Движение распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. Вечное движение означает вечное изменение. В мире нет ничего постоянного, абсолютного. Все предметы и явления этого мира подвижны, изменчивы, неповторимы, различны. Ежедневно мы видим на небе новое солнце, которое постоянно, непрерывно обновляется.
Поэтому мы не можем дважды войти в одну и ту же реку. Во-первых, изменится сама река, она будет нести уже новые воды. Река будет уже совсем не той, в которую мы входили некоторое время назад. Во-вторых, изменимся мы сами и будем уже совсем другими, не такими, какими были раньше. Таким образом, в новую реку войдет совершенно другой человек.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бодрийар Ж. Система вещей. – М.: Рудомино, 2001. – 95 с.
2. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 384 с.
3. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
4. Чжуан цзы, Внутренний раздел, гл. 1 Беззаботное скитание [Электронный ресурс] Режим доступа: https://royallib.com/read/chguantszi/chguan_tszi_perevod_vv_malyavina.html#0 Дата обращения: 28.11.2020