Фрагмент для ознакомления
2
рекреационные земли, земли, необходимые для развития муниципального образования; в) состав земель территории муниципального района, определяющих его границы, должен обеспечивать создание условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также для осуществления на всей территории муниципального района делегированных государственных полномочий»;
8) укрупнение муниципальных образований. В связи с отсутствием необходимых финансовых средств для функционирования муниципальных образований в последние годы наблюдается тенденция объединения нескольких муниципальных образований в более крупную территорию с целью сокращения расходов на содержание депутатского корпуса и аппарата муниципальных служащих.
С 1 мая 2019 года введен новый вид муниципальных образований – муниципальный округ, который объединит городские и сельские поселения с утратой их статуса муниципальных образований в одну единую большую территорию. Переходный период предусмотрен законодательством до 1 января 2025 года.
На территории Иркутской области было создано 474 муниципальных образования: 9 городских округов, 33 муниципальных района, 67 городских поселений и 365 сельских поселений.
Процесс формирования муниципальных образований на территории региона осложняли низкая плотность населения (3,1 чел/км², что в 3 раза меньше, чем в среднем по России), неравномерность расселения (основная часть населения сосредоточена на юге области, вдоль Транссиба) и отсутствие дорожной и социальной инфраструктуры для решения вопросов местного значения на большей части территории региона. С такими же трудностями при проектировании территориальной организации местного самоуправления столкнулись многие регионы Сибири и Дальнего Востока.
Например, в Катангском районе на огромной территории почти в 140 тыс. кв. км. постоянно проживает чуть более 3тыс. чел. Плотность населения в районе – 0,02чел/ км². В границах района расположено всего 4 сельских поселения, в состав которых входят 15 сельских населенных пунктов. Расстояние от районного центра (села Ербогачен) до поселков исчисляется сотнями километров, так, до села Токма по прямой на карте – 357 км, а чтобы добраться нужно преодолеть 657 км.
При этом на территории муниципального образования «Катангский район» отсутствуют круглогодичные дороги, исключение составляет село Подволошино, которое связано дорогой с г. Киренск. В зимние месяцы добраться до населенных пунктов можно по замерзшим рекам, а летом при достаточном уровне воды в реке Нижняя Тунгуска – на маломерных судах. Река Нижняя Тунгуска, на которой расположено 11 населенных пунктов, мелеет уже в середине июня и становиться несудоходной. Круглогодичное сообщение между населёнными пунктами, таким образом, возможно только вертолётом. Возникает вопрос относительно реальной возможности осуществления местного самоуправления и наличия местных сообществ в муниципальных сельских поселениях, в которые входит несколько населенных пунктов, разделенных тайгой.
При столь низкой плотности населения, отсутствии транспортного сообщения между населенными пунктами и суровыми природно-климатическими условиями организовать эффективную систему взаимодействия органов местного самоуправления и населения в отдаленных северных территориях практически невозможно. Об этом писал еще в 1915 г.
В связи с вышесказанным интересен опыт Красноярского края, где пошли по пути отказа от двухуровневой системы местного самоуправления в Северо-Енисейском районе, также характеризующимся низкой плотностью населения (0,22 чел/км²). В этом районе нет муниципальных образований поселенческого типа, а все вопросы жизнеобеспечения населения 11 населенных пунктов, разобщенных между собой, решают районные органы местного самоуправления.
Территориальная организация местного самоуправления Иркутской области в последние годы претерпевает серьезные изменения в связи с нарастанием процессов депопуляции территорий и сжатия экономического пространства. Активное население, особенно молодежь в возрасте 15–24 лет, из-за отсутствия перспектив и возможностей для самореализации уезжает в областной центр, а то и за пределы области – в крупные города России. Каждый год без жителей остается значительное число малых
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. № 202. 08.10.2003.
2. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.06.2014. № 22. Ст. 2770.