Фрагмент для ознакомления
2
1. Основные виды и типы бизнес-планов
Бизнес-план – это «… документ, представляющий собой план создания или развития предприятия, фирмы. В нем отражены цели и стратегия предприятия, пути их достижения, предполагаемые потребности в ресурсах и ожидаемые результаты» [7, С. 3].
Он должен содержать все необходимые разделы, что по максимуму отражать суть разрабатываемого инвестиционного проекта. Разработка этого документа поможет оценить все направления деятельности компании, использовать ее сильные стороны и по возможности сгладить слабые.
Еще одно определение приведено в работе [8, С. 17]: «… бизнес-план представляет собой документ, который описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности предприятия или фирмы, анализирует все проблемы, с которыми они могут столкнуться, определяют способы решения этих проблем. Именно на основании данного документа партнеры и инвесторы предоставляют денежные средства».
При разработке долгосрочной стратегии развития предприятия постоянный и последовательный контроль выполнения намеченных ею целей в соответствии с разделами бизнес-плана поможет всегда своевременно корректировать ход событий. Например, осуществление постоянного мониторинга рыночной стоимости предприятия с течением времени позволяет определять, увеличивает ли реализуемый на предприятии проект его стоимость и в случае невыполнения этого, вносить соответствующие изменения в проект.
Бизнес-план лежит в основе стратегического развития и планирования предприятия и соответствует стратегической цели - улучшению итоговых финансовых показателей предприятия и повышению его стоимости. При этом встает задача оптимизации инвестиционной программы, позволяющей при ограниченности различных ресурсов добиться наиболее выгодного результата.
Основными целями разработки бизнес–плана являются:
1) приватизация хозяйствующих субъектов со 100-процентной долей государства;
2) реализация инвестиционных проектов;
3) эмиссия и дополнительная эмиссия ценных бумаг акционерного общества;
4) реализация инвестиционных решений развития предприятия на перспективу;
5) разработка и внедрение проектов, направленных на финансовое оздоровление предприятий, находящихся в состоянии банкротства.
С помощью бизнес – планирования решаются следующие задачи:
1) изучение емкости и специфики рынка, на который будет выведен создаваемый продукт, сложившегося уровня конкуренции, наличия или отсутствия товаров-заменителей;
2) оценка денежных средств, которые можно будет направить на реализацию проекта без ущерба для основной деятельности предприятия;
3) выявление слабых сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые могут оказать влияние на успешную реализацию проекта;
4) своевременное обновление основных производственных фондов хозяйствующего субъекта.
Классификация бизнес-планов осуществляется по следующим критериям.
1. По целям разработки бизнес-планы бывают:
а) инвестиционные - ориентированы на внедрение инноваций в виде новых технологий, продуктов или выход на рынок с традици¬онным продуктом.
Инвестиции могут быть направлены:
- в новое строительство, расширение действующего предприятия, проведение реконструкции, модернизации, технического перевооружения (материальные),
- на долевое участие в производстве и капитале (финансовые),
- во вложения в НИОКР (нематериальные);
б) для выработки стратегии развития организации;
в) для планирования деятельности организации;
г) для финансового оздоровления по действующему предприятию.
2. По объекту планирования. В бизнес-плане может планиро¬ваться деятельность следующих хозяйствующих субъектов:
а) предприятия в целом (нового или действующего);
б) группы предприятий;
в) инвестиционного проекта или бизнес-единицы (направления бизнеса).
3. По конечным потребителям. Бизнес-планы могут быть, пред-назначены:
а) для внутреннего пользования самого предпринимателя или руководства фирмы (как средство самоорганизации);
б) банкам, инвесторам, акционерам;
в) органам государственной власти;
г) бизнес-партнерам (оптовым покупателям, спонсорам, лизин-годателям и др.).
4. По продолжительности решаемых задач (горизонту пла¬нирования) выделяют следующие виды бизнес-планов:
а) стратегические (долгосрочные), представляющие совокуп¬ность основных целей предприятия и способов их достижения на протяжении длительного периода времени;
б) тактические (среднесрочные), охватывающие более корот¬кий период (3-5 лет), используются для поддержки стратегических планов, содержат более точные определения действий, больше дета¬лей и спецификаций;
в) оперативные (краткосрочные), представляющие собой систе¬му бюджетирования деятельности предприятия в целом и его под¬разделений на ближайший финансовый год с выделением плановых заданий по обеспечению всех направлений финансово-хозяйствен¬ной деятельности организации.
5. По сложности проекта различают проект простой, сложный и очень сложный.
6. По условиям конфиденциальности формируют бизнес план:
а) официальный, предназначенный для перспективных партнеров, инвесторов, спонсоров и дающий понятие об общей цели;
б) рабочий это повседневный рабочий доку¬мент для руководителя фирмы, команды разработчиков и консуль¬тантов, в нем разрабатываются правила официального бизнес-плана. Рабочий бизнес-план должен быть особо конфиденциальным, так как обычно содержит информацию, которую не включают в официальный бизнес-план, например капи¬тал, направляемый в бизнес, сведения о конкурентах или маркетин¬говая стратегия. Информация в рабочем бизнес плане должна быть расположена под теми же заголовками, что и в официальном, чтобы было можно легко пользоваться документами и вносить в них из¬менения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) / Система КонсультантПлюс: https://online. consultant.ru
2. Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта : учеб. пособие / Т.С. Бронникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 215 с.
3. Буров В.П., Морошкин В.А. Бизнес-планирование : учеб. пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 288 с.
4. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. В. Купцова, А. А. Степанов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 435 с.
5. Лопарева, Д. М. Бизнес-планирование : учебник для вузов / А. М. Лопарева - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020 -273 с.
6. Рябых Д., Захарова Е. Бизнес-планирование на компьютере (+CD с уникальной коллекцией бизнес-планов и программами). – СПб.: Питер, 2016. – 240 с.: ил.
7. Смирнов С.Е. Бизнес-планирование : учебник / под ред. проф. Т.Г. Попадюк, проф. В.Я. Горфинкеля. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. - 296 с.
8. Черняк В.З., Барикаев Е.Н., Чараев Г.Г. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / В.З. Черняк [и др.] ; под ред. В.З. Черняка, Г.Г. Чараева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 591 с.
9. Экономическая оценка инвестиций: Учебник для вузов. Под ред. М. Римера, 5-е изд., перерабо¬танное и дополненное (+ обучающий курс ). - СПб.: Питер, 2016. - 432 с.
10. Янковский К. П. Инвестиции: Учебник / К. П. Янковский. – СПб.: Питер, 2017. – 368 с.