Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конституция РФ, принятая в 1993 г., впервые закрепила местное самоуправление в качестве основополагающего принципа организации власти и управления в регионах. Это было сделано потому, что без слаженно функционирующей системы местного самоуправления сложно формировать рыночные экономические структуры. На уровне муниципальных образований должны складываться устойчивые финансовые, хозяйственно-экономические и социальные отношения. В подавляющем большинстве демократических государств местные органы самоуправления решают повседневные, наиболее важные для населения вопросы, что обусловливает высокую управленческую активность и заинтересованность граждан в данной деятельности. Такое положение создает эффект «власти в народе», что увеличивает авторитет и доверие к ней. К тому же непосредственное участие людей в управлении своей общиной, селом, районом, городом не требует высокого профессионализма, который необходим при управлении делами большого государства.
В РФ большое значение приобрел процесс формирования финансовой деятельности органов самоуправления города, т.к. переход к новой государственной модели невозможен без устойчивой финансовой системы местных сообществ - для осуществления полномочий требуется финансово-экономическая основа. Формирование муниципальных образований и органов местного самоуправления, оформление их функций, определение прав и обязанностей, разграничение полномочий с органами управления субъектами Федерации и федеральным Центром проходило в хаосе, т.к. помимо Конституции РФ не было достаточной правовой основы для всех вышеперечисленных процессов. Поэтому одновременно с процессом становления городского самоуправления происходит реформа всей правовой основы местного самоуправления.
Реализация финансовой деятельности городских органов самоуправления предполагает создание четкой системы законодательства в области муниципальных финансов. Ее эффективность зависит, от адекватного закрепления в правовых нормах существенных признаков объекта правового регулирования - общественных отношений в сфере финансовой деятельности органов городского самоуправления. Определение финансово-экономической основы городского самоуправления является важным для России. В настоящее время город является весомым элементом в составе нынешних субъектов Федерации, что связано не только с исторической обусловленностью, но и с убыточностью ведения сельского хозяйства даже в южных частях страны (в Воронежской области, Краснодарском и Ставропольских краях). В начале 90-х годов усилился отток населения из сельской местности, и можно было наблюдать «гибель деревень». В основном этот поток направился в районы с функционировавшими предприятиями. В этом плане не повезло маленьким городам, т.к. небольшие промышленные производства, расположенные на территории «районного» города остановились, и поток трудоспособного населения направился в сферу сельского, можно сказать, натурального хозяйства. Таким образом, можно говорить, об исчезновении небольших сельских поселений и притоке населения в крупные города, о стирании границ между городом районного значения и сельской местностью, при сохранении центра власти в городском поселении. В этих условиях стало необходимо не только продекларировать местное самоуправление в городах, но и жестко определить его основы: территорию, органы управления (самоуправления), собственность, функционирование бюджета. Механизм формирования и использования финансовых ресурсов заложен в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ, в Федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», принимаемом ежегодно федеральном бюджете, нормативно-правовых актах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Этот механизм, небезупречен, соответствующая правоприменительная практика и ухудшающееся состояние местных финансов настоятельно требуют реформирования. Вопросы, касающиеся организации местного самоуправления в России находятся в центре внимания ученых и практиков.
В данной контрольной работе рассмотрены экономические основы местного самоуправления с учетом действующего законодательства, материалов ведущихся дискуссий в литературе и средствах массовой информации, проблемы реформирования местных финансов. Целью контрольной работы является исследование экономической основы местного самоуправления. Задачи: раскрыть понятие экономических основ местного самоуправления, современные тенденции и перспективы его развития, а также рассмотреть динамику показателей местного самоуправления. Исследование экономической основы местного самоуправления в контрольной работе основывается на Конституции РФ, Гражданском, Бюджетном и Налоговом кодексах, федеральных законах.
1.Понятие экономической основы местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество и средства местных бюджетов. Муниципальная собственность является составной частью экономической основы местного самоуправления. В соответствии со статьей 8 Конституции РФ муниципальная собственность признается и подлежит равной правовой защите наравне с другими формами собственности. Под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности гражданам, сельским поселениям, другим муниципальным образованиям (ст. 215 Гражданского кодекса РФ). В состав муниципальной собственности входят муниципальное имущество, включая муниципальные земли и другие природные ресурсы, имущество муниципальных предприятий и учреждений, средства местных бюджетов, другое движимое и недвижимое имущество, необходимое для осуществления полномочий органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются и управляют муниципальным имуществом. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Конституция РФ установила право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, обязанности органов государственной власти при наделении муниципальных органов отдельными государственными полномочиями передавать необходимые для их осуществления материальные и финансовые ресурсы, компенсировать им дополнительные расходы в результате решений органов государственной власти, повлекших за собой расходование местных финансов. Эти положения Конституции РФ получили развитие в федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», в Налоговом и Бюджетном кодексах РФ. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет состоит из доходной и расходной частей. Федеральные законы, законы субъектов РФ предусматривают формирование доходной части местных бюджетов за счет как налоговых, так и неналоговых платежей. Наибольший удельный вес в доходных частях бюджетов муниципальных образований имеют налоговые доходы, среди которых основную роль играют местные налоги и сборы. Перечень местных налогов и сборов установлен в Налоговом кодексе (ст. 15): земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы. Практика осуществления местного самоуправления в РФ показывает, что для успешного решения вопросов местного значения местных налогов и сборов недостаточно. Поэтому российское законодательство предусматривает выделение для муниципальных образований других финансовых средств, в частности, закрепляет за ними доли федеральных и, региональных налогов и сборов. Эти финансовые средства получили название регулирующих доходов. К регулирующим относятся доходы, которые поступают в местные бюджеты в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утверждаемым в установленном порядке на очередной финансовый год, на долговременной основе (не менее трех лет). Размер регулирующих доходов устанавливается (в процентах) решением соответствующего органа государственной власти. В пополнении доходной части местных бюджетов большую роль играют закрепленные за муниципальными бюджетами на постоянной основе доли федеральных и региональных налогов. Эти доли закреплены, в отличие от регулирующих доходов, на постоянной основе.
К неналоговым видам доходов относятся: доходы от продажи объектов муниципальной собственности; доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой административной ответственности. Со стороны государства муниципальные образования получают доходы в виде финансовой помощи. Она может быть в виде дотаций, субвенции, субсидий. Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Дотации не имеют целевого назначения и могут использоваться органом местного самоуправления по собственному усмотрению. Субвенции - это бюджетные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета РФ, бюджета субъекта РФ и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок. Расходование этих средств контролируется государственными органами. Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету РФ, субъектом РФ на условиях долевого финансирования целевых расходов.
К неналоговым доходам бюджета муниципального образования относятся средства самообложения. Под ними понимаются разовые платежи граждан для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования средств самообложения решаются местным референдумом. Муниципальные образования могут привлекать заемные средства, за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления. Кроме доходной части, в местном бюджете существует и расходная часть. Расходы местных бюджетов формируются на основе реестров расходных обязательств соответствующих муниципальных образований.
Эти расходы согласно Бюджетному кодексу РФ делятся на расходы, совместно финансируемые из бюджета муниципального образования, бюджета субъекта РФ и бюджета РФ, и расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов. Расходная часть местного бюджета согласно статьи 12 федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» включает: расходы, связанные с решением вопросов местного назначения; расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, передаваемых органу местного самоуправления; расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным ссудам и займам; ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности; иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования. Расходы местных бюджетов подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и в бюджет развития. Расходы должны соответствовать доходам. Принцип сбалансированности бюджета является необходимым условием бюджетной деятельности. Нерешение этого принципа порождает дефицит бюджета.
Согласно общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2 – 84.1) относится к Разделу О Государственное управление и обеспечение военной безопасности и социальное обеспечение, в нем также выделяется, 84 - Класс «Деятельность органов государственного управления по обеспечению военной безопасности, обязательному социальному обеспечению», в нем также рассматриваются следующие подклассы: 84.1: Деятельность органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам общего и социально-экономического характера; 84.2: Предоставление государственных услуг обществу; 84.3: Деятельность в области обязательного социального обеспечения населению,
все это можно представить в виде графической схемы.