Фрагмент для ознакомления
2
Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В настоящее время, в век информатизации, товарный знак — это широко распространенный способ идентификации товаров и услуг. Появляется все больше юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются новыми участниками рынка, но на рынке однородных товаров всегда присутствует конкуренция, и предпринимателям требуется способ «выделиться», показать потребителю визуальное различие между предложениями на рынке и своими товарами, а этим особенным различием и выступает товарный знак. Статистика Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее — Роспатент) также говорит о том, что с каждым годом количество заявок на регистрацию товарного знака увеличивается. Так, в отчетном документе Коллегии Роспатента от 20.03.2020 «Задачи в сфере интеллектуальной собственности на 2020 год: повышение патентной активности, цифровой Роспатент, коммерциализация ИС» указывается, что в 2018 году на регистрацию товарных знаков в России было подано 76 052 заявки, в то время как в 2019 году — уже 87 509 заявок .
Рост объема регистраций товарных знаков указывает на увеличивающуюся вероятность смешения обозначений. А нарушения на этом фоне могут быть самые разные: использование обозначения в фирменном наименовании или доменном имени, использование фирменного цвета или схожесть регистрируемого обозначения до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками банков3.
Дополнительно, для идентификации смешения можно руководствоваться разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10, где указывается, что «смешение возможно и при низкой степени сходства, но при идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения»4. Проблема использования товарных знаков состоит в следующем: наличие зарегистрированного товарного знака еще не означает полную защищенность бренда, поскольку во многом товарный знак регистрируется лишь в части классов Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), что позволяет недобросовестным участникам рынка «паразитировать» на репутации известных банковских брендов в иных отраслях. Кроме того, само понятие «бренд» включает в себя не только непосредственно средства индивидуализации, но и комплекс ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик продукта либо услуги в сознании потребителя.
Выходом в данной ситуации может стать признание товарного знака кредитной организации общеизвестным. Такой статус дает сразу несколько преимуществ: бессрочное действие, ограничение использования в других отраслях, возможность устранения лиц, использующих обозначения, за счет признания общеизвестности более ранней датой. Однозначно необходимо отметить, что общеизвестным товарным знаком может быть признан не только зарегистрированный на территории Российской Федерации товарный знак или знак, зарегистрированный и охраняемый в рамках международных договоров, но также знак, который использовался в качестве товарного, но не был зарегистрирован в реестре, но в силу интенсивности использования приобрел репутацию. В то же время включение обозначения в реестр общеизвестных товарных знаков позволит значительно облегчить защиту бренда.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016). // Российская газета. 2006. 22 дек.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017).// Российская газета. 1994. 8 дек.
3. Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции».// Российская газета.2006. 27 июля.
4. Правила регистрации доменных имен в домене «.RU» и «.РФ», утвержденные решением Координационного центра национального домена в сети Интернет от 5 октября 2011 года № 2011-18/81.[Электронный ресурс]. URL: https://cctld.ru (дата обращения: 06.12.2020).
5. Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации. 1992. № 42. Ст. 2322.
6. Положение, утвержденное Государственным комитетом Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик по делам изобретений и открытий 8 января 1974 г. «О товарных знаках» (утратил силу).[Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru (дата обращения: 06.12.2020).
7. Постановление Совета Министров Союза Советских Социалистических Республикот 15 мая 1962 г. № 442 «О товарных знаках» (утратил силу). [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.levonevsky.org (дата обращения: 06.12.2020).
8. Постановление Центрального исполнительного комитета Союза Советских Социалистических Республик № 47 и Совета народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик № 455 от 7 марта 1936 г. «О производственных марках и торговых знаках» (утратил силу). [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestpravo.ru (дата обращения: 06.12.2020).
9. Агаева К., Гиллер Л., Сорокина К. Единая политика разрешения доменных споров: перспективы внедрения в РФ // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2014. N 7. С. 63 - 70.
10. Агаева К.А., Гиллер Л.А., Сорокина К.В. Единая политика разрешения споров: перспективы внедрения в РФ // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2015. № 7. С. 70.
11. Аносова В. Товарный знак и доменное имя: опыт Германии // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2011. N 12. С. 50 - 54.
12. Биюков Э.А. Судебная защита при использовании товарных знаков в метатегах // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2015. № 7. С. 76-81.
13. Иванова Е. Г. История развития понятия товарного знака и его функций // Юридическая наука. 2014. № 3.
14. Кожемякин Д. Правовые подходы к разрешению споров об использовании товарного знака в доменном имени // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2014. N 12. С. 17 - 21.
15. Левшин Н. Пути минимизации числа доменных споров в реалиях российского законодательства // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2014. N 4. С. 68 - 75.
16. Попов Р. Использование товарных знаков в контекстной рекламе // Хозяйство и право. 2013. № 10. С. 61-69.
17. Рыжкова Е. Проблемы и способы защиты прав на доменное имя // Ваш партнер-консультант. 2015. №16 (9582).
18. Табастаева Ю.Г., Христофоров А.А. Проблемы определения подведомственности доменных споров с участием физических лиц // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2016. N 10. С. 47 - 58.
19. Шульга А. К. Договорные и внедоговорные способы распоряжения исключительным правом на товарный знак // КубГАУ. 2014. № 95 (01). С.17.
20. Dina Leytes. Navigating an Expanded Domain Name Landscape, WIPO Magazine, N 6, Geneva, 2011. P. 17 - 19.