Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Преобразования, происходящие в российском обществе, отражаются не только на экономической, политической и социальной областях его жизнедеятельности, но и на современной науке. Подвергаются переосмыс-лению многие понятия и категории, их содержание. Наиболее динамично этот процесс происходит в правоведении, методологическую основу кото-рого составляет теория права и государства. В рамках этой науки осу-ществляется разработка общеправовых концепций и понятий, получаю-щих свое дальнейшие развитие в отраслевых дисциплинах. Значительная часть таких категорий как «государство», «право», «формы», «методы», «общество» обрели новое теоретическое звучание и содержание, вместе с тем понятия «функции государства» данные изменения не коснулись.
Между тем вопрос о функциях государства имеет не только теорети-ческое, но и практическое значение. Он позволяет не только взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с до-статочной точностью определить характер деятельности государства, пра-вильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности. Вышесказанное определяет актуальность первой главы данной работы, посвященной ана-лизу сущности и видов функций государства.
Современная юридическая доктрина актуализировала и важнейшие аспекты правовой нормы: ее понятие, свойства, классификации. Прежде всего, адекватное понимание нормы права как первичной «клеточки» си-стемы права способно приблизить нас к изучению всех иных элементов данной системы: субинститутов, институтов, подотраслей, отраслей права и даже «надотрасли» (правового комплекса) – международного права. Без уяснения сущности нормы права невозможно понимание юридических тек-стов, смысла правовых формулировок и понимание буквы закона. В усло-виях современной постановки проблем соотношения естественного и пози-тивного права норма права не теряет своей значимости. Все это делает ис-следование вопросов, связанных с нормами права, актуальным и значи-мым, и одному из аспектов, а именно анализу различных классификаций правовых норм, посвящена вторая глава работы.
Таким образом, целью данной работы является исследование сущно-сти и классификации функций государства, а также изучение различных классификаций правовых норм, предложенных в научной и учебной лите-ратуре. Достижение поставленной цели предполагает необходимость ре-шения следующих задач:
- рассмотреть различные трактовки, выработанные в разные годы по вопросу сущности понятия «функции государства» и охарактеризовать их;
- проанализировать содержание различных классификаций функций государства, разработанных в юридической науке;
- рассмотреть различные классификации норм права, предложенные в теории государства и права;
- охарактеризовать соотношение норм-принципов как в иерархии норм права, так и между собой.
Методологическую основу исследования составляют: диалектико-материалистический метод познания; формально-логический, системно-структурный анализ.
Структурно работа состоит из настоящего введения, двух глав, за-ключения и списка использованной литературы.
1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Исходя из того, что само понятие «функция» является сложным и многозначным, закономерно предположить, что в науке нет единой трак-товки и термина «функция государства». Попытки определить данную ка-тегорию предпринимались в отечественной правовой науке с начала XX в. Проанализировав существующие в науке определения (которых можно насчитать более двадцати), можно выделить пять основных подходов к определению изучаемого понятия.
Наиболее распространенный в отечественной науке подход отож-дествляет функции государства с основными направлениями его деятель-ности, обусловленными сущностью и содержанием государства, а также стоящими перед ним на том или ином этапе развития целями, задачами и его социальным назначением. Такого определения придерживались совет-ские правоведы (М.И.Байтин , Н.В.Черноголовкин и др.), а вслед за ними и значительное число современных исследователей (С.В.Бабаев , А.Н.Васенина , Н.И.Матузов и А.В.Малько , Л.И.Спиридонов , В.М.Сырых и др.).
Определение функций государства как направлений его деятельности представляется достаточно верным, согласующимся с философским и об-щенаучным толкованием понятия «функция». Вместе с тем вызывает со-мнение правильность использования в нем прилагательного «основные (главные)». Во-первых, понятия «основной», «главный» являются оценоч-ными, а при определении такой важной категории, как функции государ-ства, следует стремиться к наибольшей точности, не допускающей разно-чтений. Во-вторых, при классификации функций государства на основные и неосновные (вспомогательные) возникают терминологически некоррект-ные определения «основных «основных» направлений деятельности госу-дарства и «неосновных «основных» направлений.
В определениях, включенных во вторую группу, функции государ-ства отождествляются с самой деятельностью государства и всех его орга-нов в определенном направлении или частью такой деятельности (А.Б.Венгеров , В.С.Петров и др.). Данные исследователи утверждают, что именно деятельностное определение имеет большое значение для по-нимания функций государства. Положительная сторона такого подхода - в стремлении рассматривать функции государства в тесной взаимосвязи с его практической деятельностью. И все же с ним трудно согласиться пото-му, что он ведет к растворению функций государства в его многообразной деятельности. Также при таком подходе наблюдается терминологическое смешение вопроса о функциях государства вообще с вопросом о видах (формах) государственной деятельности и с функциями отдельных госу-дарственных органов.
В следующей группе определений понятие функции государства отождествляется с механизмом его деятельности в определенном направ-лении (М.М.Меркулов , Л.А.Морозова , Э.В.Талапина ). Такая точка зрения мотивируется тем, что, «выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регу-лирования общественных отношений воздействует на состояние обще-ственных процессов» . В качестве элементов такого механизма называют-ся общесоциальный, классовый, национальный, информационный, научно-технический факторы, международная обстановка. Уязвимость данной по-зиции заключается в том, что характеристика механизма, обусловливаю-щего функции государства, не раскрывает содержание этих функций. Фак-торы, определяющие функции, и сами функции - это совершенно разные вещи.
В отдельную группу были выделены немногочисленные определения преимущественно советских исследователей, в соответствии с которыми функции государства - это выражение его назначения (классового и (или) социального) внутри и вне страны (И.С.Самощенко и др.). Данная пози-ция вызывает некоторые возражения. Во-первых, социальное назначение и функции государства - явления не совпадающие, хотя и соотносимые и тесно взаимосвязанные. Во-вторых, не следует абсолютизировать выраже-ние сущности государства в его функциях. Предпочтительнее, на наш взгляд, рассматривать государственные функции как предметную характе-ристику его сущности.
В последнюю группу входят определения, в которых функции госу-дарства рассматриваются как предметно-политическая характеристика со-держания его деятельности, не нуждающаяся в особом определении. Дан-ной точки зрения придерживались советские исследователи А.И.Денисов и А.А.Нормантас . Вместе с тем в науке используется целый ряд понятий (тип, форма, механизм, историческая роль, задача и др.), которые в той или иной мере уже содержат предметно-политическую характеристику государственной деятельности.
Проанализировав приведенные определения, можно сделать вывод о том, что все они базируются на одном из двух следующих подходов. В со-ответствии с первым подходом функции государства определяются глав-ным образом через его социальное предназначение, заключающееся в разрешении определенных задач и достижении целей. Причем социальное назначение
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голо-сованием 12 декабря 1993 г., с учетом изменений, одобренных общерос-сийским голосованием 1 июля 2020 г.//Российская газета. 1993. 25 декаб-ря. № 237.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»//Собрание законода-тельства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст.2954.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 де-кабря 2001 г. № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч.1). Ст.4921.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст.3.
II. Литература
1. Бабаев С.В. Теория функций современного Российского государ-ства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Нижний Новгород, 2001. – 25 с.
2. Байтин М.Н. Государство и политическая власть (теоретическое исследование): Автореферат диссертации на соискание ученой степени док-тора юридических наук. – М., 1973. – 52 с.
3. Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. – Сара-тов: Изд-во СГАП, 2006. – 400 с.
4. Бобылев А.И. Функции государства: понятие, классификация, об-щая характеристика//Право и государство: теория и практика. - 2010. - № 3. – С.11 – 18.
5. Васенина А.Н. Информационная функция современного Россий-ского государства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Нижний Новгород, 2007. – 23 с.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: БЕК, 2010. – 308 с.
7. Денисов А.И. Сущность и формы государства. – М.: Изд-во МГУ им.М.В.Ломоносова, 1960. – 67 с.
8. Кириллов Т.В. Миграционная функция современного российского государства: теоретико-правовое обоснование//Право и государство: тео-рия и практика. - 2009. - № 10. - С.10 – 13.
9. Меркулов М.М. Проблемы экологической функции современного Российского государства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Ставрополь, 2002. – 26 с.
10. Морозова Л.А. Функции Рос¬сийского государства на современ-ном этапе//Государство и право. – 2003. - № 6. – С.98 – 108.
11. Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: ЭКСМО, 2018. – 477 с.
12. Нормантас А.А. Общенародное государство: становление, сущ-ность, функции: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 1982. – 20 с.
13. Петров B.C. Советское общенародное государство: основные за-дачи и функции//Советское государство и право. – 1974. - № 9. – С.122 – 126.
14. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства//Советское государство и право. - 1956. - № 3. - С.81 – 91.
15. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: НОРМА, 2012. – 301 с.
16. Сырых В.М. Теория государства и права. – М.: Юрист, 2017. – 588 с.
17. Талапина Э.В. К вопросу об информационной функции государ-ства//Информационное общество. - 2002. - № 1. - С.20 - 28.
18. Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред.Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юрист, 2015. – 768 с.
19. Теория государства и права/Под ред.А.С.Пиголкина. – М.: Юрайт-Издат, 2014. – 613 с.
20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб.пособие для вузов. – М.: ИКФ Омега-Л, 2015. – 382 с.
21. Чашин А.Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Дело и Сервис, 2016. – 496 с.
22. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2018. – 393 с.
23. Черноголовкин Н.В. Функциональная характеристика социали-стического государства (некоторые аспекты)//Советское государство и право. - 1973. - № 7. - С.13 – 19.