Фрагмент для ознакомления
2
1.Описать Трудограмму, професиограмму, психограмму, социограмму эксперта системы высшего образования к профессиональной деятельности (далее все это ранжировать)
Трудограмма характеризует специалиста как субъекта профессиональной деятельности и включает в себя: предназначение профессии и ее роль в обществе, профессиональные знания, умения, приемы, способы работы, технологии, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата, предмет труда в профессии, условия труда, средства труда, распространенность профессии, продукт труда, организация труда, права и обязанности представителя данной профессии, позитивные и негативные стороны профессии.
В психограмме специалист предстает как индивид, особый интерес вызывают его психологические качества: характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы (мотивы, цели, задачи, интересы, потребности, профессиональная самооценка, эмоциональный облик, удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом); характеристики операциональной сферы (психологические знания о профессии, психологические способы, приемы, умения, профессиональные способности, мышление, обучаемость, профессиональное саморазвитие, линии психологического роста и распада профессиональной деятельности и личности специалиста).
Социограмма содержит описание социально-значимых качеств личности для реализации профессиональной деятельности (организационные способности, обучаемость, мобильность и т. п.), социальные нормы человека в профессии (правила поведения, традиции), коммуникативную культуру, возможности профессионального роста. Профессиограмма — это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в конкретной области, она учитывает различные аспекты личностных, социальных и профессиональных качеств. Ее можно использовать как основу стандарта специалиста, принятого в данном обществе в данное историческое время. Вместе с тем профессиограмма — это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к ней необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни для того, чтобы осуществлять коррекцию с учетом современных требований к профессии. На сегодняшний день профессиограмма должна отвечать, на наш взгляд, следующим требованиям: четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде); иметь направленность на решение практических задач (профотбор, профессиональное обучение и т. п.); выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно; показывать возможные линии развития человека средствами профессии; показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист будущего). Современная система взглядов на образование требует перехода от трансляции знаний к формированию у выпускника личностных свойств, подготовки их к систематическому, профессиональному обучению и творческому развитию. Таким образом, приняв в качестве модели специалиста научно-обоснованную профессиограмму и используя ее как основной ориентир в процессе подготовки специалиста в вузе, т. е. учитывая требования профессиограммы при постановке целей обучения, отборе содержания обучения и выборе методов обучения, можно говорить о формировании не просто отдельно обозначенных знаний, умений и навыков, а о формировании специалиста, обладающего тем или иным уровнем профессиональной культуры. Иначе говоря, профессиограмма может рассматриваться в качестве адекватной модели специалиста, обладающего профессиональной культурой.