Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. «Рыночная власть. Концентрация власти».
О рыночной власти: рассчитать уровень концентрации до и после изменения сил в отрасли. Исходные данные см. в таблице 1 в соответствии со своим вариантом.
Таблица 1 – Исходные данные для выполнения задания
Вариант Кол-во фирм на отраслевом рынке Доли фирм Дополнительное условие
4 5 10%, 15%, 20%, 25%, 30% Первая и вторая фирмы слились в одну
Рассчитаем уровень концентрации с помощью индекса Гернфиндаля (Херфиндаля-Хиршмана):
H = p12 + p22 + p12 + … + pn2
где pk – доля рынка k фирмы, выраженная в %
До изменения сил в отрасли
H0 = 102 + 152 + 202 + 252+ 302 = 100 + 225 + 400 + 625 + 900 = 2250
После изменения сил в отрасли
H1 = 252 + 202 + 252+ 302 = 625 + 400 + 625 + 900 = 2550
Видно, что уровень концентрации увеличился, что соответствует логике (слияние двух компаний).
Максимальное значение 10000 индекс Гернфиндаля достигает для монополии. В отрасли, в которой действуют 100 равноправных фирм, индекс Гернфиндаля равен 100.
Задание 2. «Модели рынка».
Дать характеристику моделям рынка. Привести примеры фирм по каждой модели рынка. Исходные данные в таблице 2 в соответствии со своим вариантом.
Таблица 2 – Исходные данные для выполнения задания
Вариант Модель рынка Число предприятий в отрасли Формирование цены на отраслевом рынке Продукция уникальная или стандартизованная Вход в отрасль и выход из нее
4 Олигополия Доминирует малое количество предприятий, значение индекса Гернфиндаля превышает 2000 [2] Чаще всего наблюдается стабильность цен, т.к. фирмы боятся ценовой войны.
В каждой отрасли есть как минимум одна доминирующая фирма-олигополист, которая задает условия игры на рынке. Если она меняет цену на продукцию или предлагает новые услуги, конкуренты должны последовать ее примеру, чтобы избежать потери покупателей. Стратегическое поведение фирм (соглашения, взаимодействие) с учётом реакции конкурентов на изменения, в т.ч. ценовые Продукция может быть уникальной (автомобиль, самолёт и пр.) или стандартизированной (сталь, нефть и т.п.) Вход новых фирм очень затруднён. В качестве барьеров выступают либо законодательные ограничения, либо необходимость в начальном капитале большого размера.
Примеры олигополии: операторы мобильной связи МТС, Билайн, Мегафон, Теле2.
Задание 3. «Фирма в теории отраслевых рынков».
Дать характеристику теории фирмы. Исходные данные в таблице 3 в соответствии со своим вариантом.
Таблица 3 – Исходные данные для выполнения задания
Вариант Теория фирмы Предпосылки Краткое содержание (суть) Преимущества Недостатки
4 Теория трансакционных издержек
Предпосылки
В начале XX века стало понятно, что совершенная конкуренция больше не является моделью поведения фирм. В экономической теории акцент стал смещаться с анализа рынков на анализ на уровне фирмы. До этого времени экономическая теория была сосредоточена на попытках понять только рынки, и было мало исследований по пониманию того, почему существуют фирмы или организации, как они создаются и почему распадаются.
Краткое содержание
Термин «трансакционные издержки» впервые применен лауреатом Нобелевской премии Р. Коузом в статье «Природа фирмы», которая положила начало новой институциональной теории. Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, ведения переговоров, разработки системы стандартов и контроля над ней и т. д. Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. Считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации.
Трансакции подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночная трансакция осуществляется посредством механизма цен, по сути она представляет собой краткосрочный контракт по подводу обмена благами между равноправными покупателем и продавцом. Издержки, требуемые для осуществления рыночной трансакции, называют внешними трансакционными издержками. Нерыночная трансакция осуществляется без применения сложившегося в обществе механизма цен. Она представляет собой долгосрочный контракт по поводу распределения ресурсов между индивидами, принявшими на себя добровольные ограничения прав собственности и прав свободы. Издержки нерыночной трансакции, называют внутренними трансакционными издержками, или издержками управления.
Фирма есть система нерыночных трансакций, организованных предпринимателем с целью максимизации прибыли. Предприниматель, организовавший фирму, является ее собственником, или владельцем. Трансакционные издержки управления, которые несет владелец фирмы при организации дополнительной трансакции, также называют внутрифирменными. Число нерыночных трансакций, составляющих фирму, характеризует размер фирмы.
Согласно трансакционной теории фирмы, внутрифирменные трансакционные издержки представляют собой функцию от размера фирмы, которая сначала убывает, а затем возрастает. Убывание данной функции связывают с положительным эффектом внутрифирменного разделения управленческого труда, а возрастание — с отрицательным эффектом усложнения процесса управления фирмой. Чем больше трансакций организует предприниматель, тем больше вероятность того, что он будет не способен использовать факторы производства с наивысшей выгодой, и тем больше вероятность того, что эти трансакции будут осуществляться в разных местах либо они будут очень разнообразными. Таким образом, возрастающий участок функции внутрифирменных издержек иллюстрирует «закон уменьшающейся отдачи управленческого труда». Этот закон трактуют в том смысле, что «цена» внутрифирменной трансакции увеличивается с увеличением размера фирмы.
Преимущества
Теория имеет математическую модель. Теория учитывает как материальные, так и нематериальные трансакции, т.е. описывает поведение фирмы в зависимости от большого числа факторов.
Недостатки.
В теории рассматриваются только затраты на приобретение ресурсов, но не учитывается конечный результат их использования в производстве:
а) ресурс, приобретенный на рынке у случайных продавцов, может существенно отличаться по своим качествам от ресурса, производимого фирмой.
б) теория не учитывает затраты фирмы на обучение новых работников, необходимое для надлежащего выполнения ими трудовых функций.
в) теория исходит из предположения, что каждая единица ресурса способна обеспечить некоторый положительный эффект независимо от общего количества используемых единиц этого ресурса. В современном производстве полезный результат выступает как продукт деятельности команды, а не как арифметическая сумма полезных результатов труда отдельных работников. Таким образом, трансакционная теория фирмы не учитывает синергетический эффект, возникающий в результате взаимодействий наемных работников.
г) успех функционирования современной фирмы основан на использовании специфических знаний о технологических процессах, методах управления и т.д., носителями которых выступают постоянные работники фирмы. В силу этого сокращение численности постоянных работников фирмы до оптимального (по Коузу) уровня может привести к увольнению работников, владеющих важными компонентами корпоративного знания, что нанесет урон производственным возможностям фирмы и потребует от предпринимателя существенных дополнительных затрат, превышающих экономию на трансакционных издержках.