Фрагмент для ознакомления
2
Детство и юность Матисса прошли в маленьком французском городке Боэн-ан-Вермандуа, который был известен в Европе как город ткачей и славился шелковыми тканями очень высокого качества. Именно поэтому Матисс, познакомившись с живописью великих мастеров, мыслил и говорил о ней в категориях тканей: одни работы казались ему бархатистыми, другие напоминали шёлк.
Анри Матисс был абсолютно убеждён, что только благодаря «toile de Jouy» он обрёл свой живописный язык и окончательно ушёл от академической традиции. Матисс включает ткань из Жуи в большинство своих композиций, среди них: «Мавританская ширма», «Натюрморт с вазой, бутылкой и фруктами», «Мастерская художника», «Декоративная фигура на фоне орнамента», «Чёрный стол», «Севильский натюрморт», «Интерьер в баклажанах». А в «Натюрморте с голубой скатертью» любимая ткань просто разливается по картине и её узор, полностью поглощая и преобразуя изобразительное поле, становится основной темой композиции. В «Красной комнате» Матисс меняет соотношение цветов, оставляя прежним орнамент. Сине-белые гирлянды становятся тёмно-синими, а тёплый белый фон заполняется красным. Предельно интенсивная по цвету работа дарит зрителю светлые и радостные эмоции .
Анри Матисс (Henri Matisse) вошел в историю как признанный гений мировой живописи, во многом определивший развитие искусства XX века. В поисках своего художественного «я» он успел попробовать силы сразу в нескольких стилях и направлениях, перерос каждое из них и основал собственную школу живописи, получившую название «Фовизм» (франц. fauve — «дикий»).
Однако в отличие от коллег по цеху, сам Матисс не обнаруживал никакой «дикости», а был человеком скромным и умиротворенным. И если другие авангардисты в буквальном смысле слова вершили революцию, стремясь отразить на своих полотнах мятежный дух времени, Матисс искал «покоя и наслаждения», постоянно экспериментируя с красками и переосмысливая значение цвета. «Я мечтаю об уравновешенном искусстве, полном чистоты и спокойствия, искусстве без суетных и беспокойных сюжетов, которое могло быть дать отдых уму, как удобное кресло дает отдых усталому человеку», — говорил Матисс.
Многие до сих пор удивляются, как человеку с таким безмятежным творческим кредо удалось стать одной из ключевых фигур в искусстве XX века. Первый учитель Матисса, французский художник Гюстав Моро (Gustave Moreau) — символист до мозга костей и признанный мастер игры цвета — любил отправлять учеников в Лувр — копировать работы заслуженных мастеров, оттачивая приемы и техники классической живописи .
Романский стиль (от лат. romanus - римский) – это художественный стиль, который доминировал в Западной Европе, а также в некоторых странах Восточной Европы в X-XΙΙ веках. Он является одним из важных этапов развития европейского средневекового искусства. Монументальность, сдержанность и строгость, суровость внешнего образа – это характерные черты стиля. Это связано с суровыми нравами общества и сложными жизненными условиями того времени. Архитектура романского стиля известна своими массивными замками и храмами, которые своим видом скорее напоминают неодолимую средневековую крепость .
В этом стиле преобладают массивные стены, тяжелые полукруглые двери, толстые колонны, кресто или бочкообразные своды, окна круглой или полукруглой формы. Интерьер романского стиля характеризуется скорее мощностью и монументальностью, нежели утонченностью и изяществом.
Основные элементы Романского стиля:
- рельефная плоскость, лаконичность и простота;
- цветовая гамма: красный, зеленый, коричневый, белый, серый, черный;
- линии используются прямые, горизонтальные и вертикальные, бочарные и полуциркульные;
- прямоугольные и цилиндрические формы;
- полуциркульный фриз, с геометрическим или растительным рисунком, который повторяется;
- помещения с открытыми потолочными балками и опорами по центру;
- каменные, толстостенные, массивные конструкции;
- использование замковой и рыцарской тематики: факелы, гербы, доспехи, оружие.
Архитектура раннего средневековья несёт на себе следы общего относительного застоя в развитии экономики и культуры западноевропейских стран. Строительные достижения древних римлян были в значительной мере утеряны, уровень строительной техники снизился. С развитием феодальных отношений постепенно складываются новые типы укреплённого жилища феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое строительство, в котором встречаются как центрический тип композиции (главным образом - баптистерии), так и базиликальный. Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика.
Романский или римский стиль возник после падения Римской империи и великого переселения народов, приблизительно в 800 году. Византийский стиль, ранние христианские формы, а также искусство народов северной Европы стали вдохновителями нового стиля. В X-XII веке наблюдается возрождение романского стиля. В основе романского стиля лежат элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения». Чувствуется также влияние античного искусства, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока. Предшествующие романскому стилю тенденции средневекового искусства носили местный характер. А вот романский стиль стал первой художественной системой средневековья, которая охватила большую часть европейских стран, несмотря на существование разнообразия локальных школ, обусловленных феодальной раздробленностью.
Кроме влияния искусства Средневековья, в раннем романском стиле наблюдается также воздействие идей и взглядов Аврелия Августина, величайшего римского мыслителя и философа, жившего в период с 354 по 430 год н. э. Показательные архитектурные здания этого периода напоминают крепости: замок-крепость и храм-крепость. Отличительной чертой романского стиля являются плотные и массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни. В периоды междоусобиц романские церкви могли уверенно выдержать блокаду и послужить во время войны пристанищем. Обычно рыцарские замки взводились на вершинах для максимальной защиты от врага, а затем ограждались высокими стенами и рвом. Главными зданиями этого периода выступают храм-крепость и замок-крепость. Башня или донжон становятся основной деталью композиции замка или монастыря. И уже вокруг этой башни располагаются прочие строения, состоящие из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.
Рисунок 1 - Аббатство Мария Лаах, Германия (1112 г.)
Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек Романского стиля исполнен спокойной и торжественно-суровой силы; в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые становятся одним из важнейших элементов архитектурных композиций .
Египтяне считали своих царей подлинными сыновьями Солнца по прямой линии. Чтобы сохранить чистоту солнечной крови и избежать неравных браков, сыновья и дочери фараонов, братья и сестры женились между собой. Теория солнечной родословной очень древняя, но впервые нашла свое историческое применение во времена V династии, когда цари приняли титул «сына Солнца», сохранившийся с тех пор навсегда. Таким образом, культ фараона, достигший своего апогея в эпоху Древнего Царства - время зенита в развитии централизованной деспотии и наибольшей идеализации власти правителя, стал в Египте государственной религией и нашел свое воплощение в искусстве, оказав влияние в первую очередь на сюжетный круг художественных произведений: скульптурные портреты фараонов, живописные и рельефные изображения сцен из жизни их семей и, конечно, пирамиды и храмы, воздвигавшиеся в честь единовластных правителей государства, имели преобладающее значение в древнеегипетском искусстве .
Искусство заупокойного культа не было мрачным искусством. Все в усыпальнице - и в ее архитектуре, и в росписях, и в изваяниях, и во всех предметах роскоши, которыми ее наполняли для "ублажения" умершего, должно было выражать красоту жизни, такую величаво-спокойную красоту, как ее рисовало себе воображение древнего египтянина. Это была красота солнца на голубом небе, красота огромной реки, дающей прохладу и изобилие земных плодов, красота яркой зелени пальмовых рощ среди грандиозного пейзажа безбрежных желтых песков. Ровные дали - и краски природы, полнозвучные под ослепительным светом, без дымки, без полутонов. Эту красоту житель Египта взлелеял в своем сердце и пожелал наслаждаться ею вечно, поборов смерть.
Главным воплощением заупокойного культа и идеи о сверхчеловеческой мощи фараона были пирамиды, и поэтому зодчество стало ведущим видом искусства в Египте. Все остальные виды подчинялись ему, зависели от него, т.е., иными словами, искусство в Древнем Египте было комплексно, синтетично, и это его основная и наиболее характерная черта. Египетское искусство едино и в живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре, т.к. оно во многом развивалось как украшение, как дополнение того, что почиталось главным для ублажения богов, для обожествления фараона и для борьбы со смертью, т.е. архитектуры .
Многочисленные скульптуры в гробницах и храмах, рельефы и росписи на стенах, предметы декоративно-прикладного искусства, найденные в усыпальницах, - это также произведения, служившие требованиям заупокойного культа.
В рельефах и росписях, декорирующих стены гробниц, полнее всего проявилось сочетание геометрической правильности с острой наблюдательностью, характерное для всего египетского искусства. Конечно, слово "декор" едва ли уместно по отношению к искусству, которое могли созерцать только души умерших.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Грабовский, Р. Основы теории и истории искусств. Изобразительное искусство. Театр. Кино: Учебное пособие / Р. Грабовский. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 456 c.
2) Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство[Электронный ресурс] http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina/09.php
3) Катханова, Ю.Ф. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 1 кл. В 2 ч. Ч.1 / Ю.Ф. Катханова, А.И. Васильев. - М.: Владос, 2012. - 56 c
4) Корсаков А. Фовизм. Первый авангардистский «изм», повлекший появление всех остальных [Электронный ресурс] http://adindex.ru/publication/gallery/2011/05/5/65287.phtml
5) Куревина, О.А. Изобразительное искусство ("Разноцветный мир"): Учебник. 2 класс / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М.: Баласс, Школьный дом, 2012. - 64 c.
6) Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство XX века. 1901-1945. М.: Искусство, 1991. – 142 с.
1) Борзова Е.П. История мировой культуры. – Спб.: Проспект, 2007.- 550 с.
2) История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение. Учебник / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Акад. Художеств СССР; Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изобраз. искусство, 1982
3) Кармин А.С. Культурология. - Спб.: Номос, 2004. – 230 с.
4) Кравченко А.И. История Средневековья.- М.: Академия, 2003. – 320 с.
5) Крыжановская М.Я. Искусство западного средневековья. - М.: Наука, 1963.- 240 с.
6) Маклакова, Т.Г. История архитектуры и строительной техники. Часть 1. Зодчество доиндустриальной эпохи: Учебник. – М.: Издательство АСВ, 2011 – 408
7) Никоновой И.И. Энциклопедия, т. II, кн. 1. М.: Искусство, 1960. - 508 с.
8) Точилова Н. Н. Норвежские деревянные резные порталы XI-XII вв. Проблемы происхождения и развития стиля//История культуры, 2020. № 2. С. 45-76
9) Тяжлов В.Н. Малая история искусств. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. - М.: Просвещение, 1964
10) Тяжелов, В.Н. Романское искусство. М.: Белый город, 2011
11) Charles V., Carl K.H. Romanesque Art. – New York.: Parkstone Press International, 2008
1) История Древнего Востока/А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред.В.И. Кузищина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2015.
2) Коуп, Роберт Древний Египет / Роберт Коуп. - М.: Росмэн-пресс, 2011. - 689 c.
3) Павлов В.В., Ходжаш С.И. Художественное ремесло Древнего Египта. М., 1959
4) Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб., 2001
5) Тилдсли, Джойс Древний Египет / Джойс Тилдсли. - М.: Астрель, Аванта+, 2017. - 176 c.
6) Ходжаш С.И. Изображения древнеегипетского бога Бэса. М., 2005
7) Холмс, Э. Древний Египет / Э. Холмс. - М.: Иностранка / КоЛибри, 2014. - 645 c.