Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа
1. Строение и функции головного мозга.
Головной мозг человека занимает весь объем черепа. Защищен он черепом. Основные отделы мозга: правое и левое большие полушария, задний мозг, который состоит из мозжечка и моста, продолговатый и средний мозг.
Большие полушария покрывает кора – плотная сеть из большого количества нейронов, толщина которой от 1 до 4,5 мм. Кора образует огромное количество углублений и борозд, между которыми пролегают извилины мозга. В состав больших полушарий входят несколько основных частей (долей): лобная, височная, островковая, теменная и затылочная доля. Друг от друга их отделяют глубокие борозды на поверхности коры. Нервные волокна правого и левого полушарий соединяет мозолистое тело, состоящее из плотной сети нейронов и содержащее больше 200 миллионов нервных волокон. Мозжечок располагается в задней черепной ямке. Он произведен из 2-ух симметричных полушарий, связанных меж собой «червем». Червяк и полушария мозжечка покрыты корой из нейронов, под которой находится белоснежное вещество. Полушария мозжечка покрывают борозды различной длины и глубины, что готовит их зрительно аналогичными на большие полушария мозга. Мост (он же Варолиев мост) располагается вблизи с мозжечком и лежит на границе с продолговатым мозгом. В мосте принято выделять вентральную (переднюю) и дорсальную части. От моста отходят ядра 4 нервишек. Мозг произведен из поперечных волокон, которые создают белоснежное вещество. Меж данными волокнами располагается численность сероватого препарата. Главная функция моста - предоставление информации из спинного в головной мозг. Иная главная район мозга - продолговатый мозг. Он маленького объема и подобен форме усеченного конуса. Изнутри продолговатого мозга размещаются ядра нескольких черепных нервишек.
Анатомически средний мозг - продолжение моста. В среднем мозге размещаются ножки мозга, которые залегают в межножковой ямке. Из нее выходит глазодвигательной нерв, регулирующего перемещение глазного яблока и века. В дорсальной части выделяют верхнее и нижнее двухолмие. Верхнее еще именуют зрительным, например как от сего участка отходит нерв, играющий весомую роль в управлении перемещениями око. Нижнее двухолмие именуется слуховым. Как раз туда отходит слуховая петля, там же присутствуют слуховые ядра. Интегративная работа мозга имеет возможность быть представлена в облике взаимодействия 3-х ведущих активных блоков, роль коих нужно для воплощения всякий психологической работы: блок регуляции тонуса и бодрствования (ретикулярная формация ствола мозга и среднего мозга, лимбическая система), блок способа, переработки и сбережения инфы (центральный корковый установка такого или же другого модально-специфического анализатора), блок программирования, регуляции и контроля трудных форм работы (моторная район, префронтальные отделы головного мозга).
2. Сон как функциональное состояние человека.
Сон - это состояние, при котором происходит заметное ослабление связи организма человека с окружающим миром. Сон играет очень важную роль в жизни человека. Помогает восстановиться после тяжелого рабочего дня и начать новый день с новыми силами. Во время сна происходит расслабление человека, снижается интенсивность обменных процессов, мышечный тонус, уменьшается частота сердечных сокращений. Сон очень важен и очень необходим для человека, также как и воздух. Для нормального функционирования нашего мозга очень важно высыпаться. Если человек длительное время не спит, его состояние как физическое , так и психическое резко ухудшается. Он становится раздражительным, агрессивным, злым, неуравновешенным.
Выделяют две фазы сна - медленный и быстрый сон. Иногда фазу быстрого сна называют парадоксальным сном. Эти названия обусловлены особенностями ритмики электроэнцефалограммы во время сна - медленной активностью в ФМС и более быстрой в ФБС. Фаза медленного сна делится на четыре стадии. Эти стадии отличаются биоэлектрическими характеристиками и порогами пробуждения, являющимися объективными показателями глубины сна. Первую стадию называют дремотой, она отличается отсутствием на ЭЭГ альфа-ритма, который является характерным признаком бодрствования здорового человека, со снижением амплитуды и появлением низкоамплитудной медленной активности с частотой 3-7 в 1сек. Иногда могут встречаться ритмы с высокой частотой. Это определяется движением глаз, которое меняется при изменении биопотенциала.
Вторая стадия называется «сон средней глубины». Она характеризуется ритмом "сонных веретен" с частотой 13-16 в 1 сек., то есть отдельные колебания биопотенциалов группируются в пачки, напоминающие форму веретена. В этой же стадии из фоновой активности четко выделяются 2 - 3-фазные высокоамплитудны потенциалы, носящие название К-комплексов, нередко связанных с "сонными веретенами". К-комплексы регистрируются затем во всех стадиях ФМС. Амплитуда фоновой ритмики ЭЭГ при этом растет, а частота ее уменьшается по сравнению с первой стадией. Третья стадия включает в себя появление на ЭЭГ медленной ритмики в дельта-диапазоне (то есть с частотой до 2 в 1 сек. и амплитудой 50-75 мкв и выше). Могут возникать так называемые "сонные веретена". Последняя стадия называется глубоким сном. В этом состоянии человек спит очень крепко. Она характеризуется доминированием на ЭЭГ высокоамплитудного медленного дельта-ритма. Последние две стадии составляют так называемый дельта-сон.
Сон человека и животных схож цикличностью. Один цикл сна у человека длится 1,5-2 часа. Таких циклов у человека за ночь может быть от трех до пяти. При этом каждый цикл включает стадии и фазы медленного сна и фазы быстрого сна. Они могут чередоваться.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Физиология человека/ Под ред. член-корр. АМН СССР Г.И.Косицкого.М.: Медицина, 1985.
2. Нормальная физиология/ Под ред. проф. А.В.Коробкова.- М.: Высшая школа, 1980.
3. Нормальная физиология/ Под ред. проф. В.А.Полянцева.- М.: Медицина, 1989.
4. Руководство к практическим занятиям по физиологии/ Под ред. член-корр. АМН СССР Г.И.Косицкого и проф. В.А.Полянцева.- М.: Медицина, 1988.
5. Практикум по нормальной физиологии/ Под ред. проф. Н.А.Агаджаняна и проф. А.В.Коробкова.- М.: Высшая школа, 1983.
6. Начала физиологии. Учебник для вузов / Под ред. А.Д. Ноздрачева СПб.: Лань. 2001.
7. Физиология человека. Учебник для мед. вузов. 2-е изд. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003.