Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На каждом этапе обучения педагогический результат во многом зависит от соотношения между двумя основными факторами - уровнем знаний учащихся и уровнем сложности предложенных им задач. Последние, в свою очередь, напрямую связаны с требованиями государственных стандартов общего среднего образования. Именно от соблюдения соответствия между этими двумя факторами в основном и зависит развивающий характер учебного процесса.
В современной школе с развитием и внедрением информационных технологий, особенно во время пандемии и перехода части обучения на удаленное обучение, возникает новый вопрос, как организовать учебный процесс, таким образом, чтобы его качество отвечало уровню используемых технологий. Отметим, что во многих направлениях происходят достаточно серьезные сдвиги, как, например, с точки зрения учебных средств, внедрения и использование новых технологий, форм, методов обучения.
1. Глава 1. Проектирование цифрового информационного ресурса
1.1. Основные понятия и определения цифровых информационных ресурсов
Учебная программа (УП) является дидактическим средством, предназначенным для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерных технологий. Одним из учебных задач, которые требуют автоматизации, является изучение работы с языками программирования.
Электронное издание (ЭИ) - это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть выполнено на любом электронном носителе – оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD + и др.). А также опубликовано в электронной компьютерной сети.
Учебное электронное издание должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать активное овладение студентами знаниями, умениями и навыками в этой области. Не в должно отличаться высоким уровнем исполнения и полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.
Электронный учебник (ЭУ) – специальный вид электронного издания, созданного на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующего программе дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.
Учебное пособие (УП) – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное, как данный вид издания.
Электронное учебное пособие (ЭУП) – это электронное издание, которое частично или полностью заменяет или дополняет учебник и официально утвержденное как данный вид издания.
Компьютерное объяснение – объяснение, которое использует наглядность, индуктивные выводы и формирование понятий путем ответов на вопросы типа «да и нет».
Визуализация – представление в наглядной форме с помощью рисунков, графиков и анимации.
Виртуальная учебная среда (ВНС) – совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, которые используются в дистанционных технологиях обучения.
Дистанционное обучение (ДО) – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, который происходит, в основном, при опосредованной взаимодействия удаленных друг от друга участников обучения в специализированной среде, созданном по педагогическим и информационным технологиям.
1.2. Общая информация о проектировании электронных образовательных ресурсов
Проектирование учебных электронных ресурсов (ОУР) с использованием облачных технологий для повышения эффективности образовательного процесса учебных заведений.
Под облаками ориентированным учебным средой понимают построенную систему, обеспечивающую учебную мобильность, групповую сотрудничество участников образовательного и научного процессов и использует облачные сервисы для эффективного достижения дидактических целей Обучения. На данном этапе развития ОУР, в широко доступных (microsoftoffice365, g suiteforeducation) до его базовых объектов чаще всего относят [3]:
• электронную почту;
• системы планирования (календарь)
• е-записную книжку;
• структурированные хранилища учебно-методических материалов;
• программное обеспечение; конструкторы сайтов; системы видеоконференций;
• система управления пользователями (участниками образовательного процесса);
• корпоративную сеть.
Этот перечень может дополняться в зависимости от потребностей учебного заведения и развития ИКТ - технологий. Интеграция базовой модели с дополнительными электронными сервисами интерактивными мультимедийными плакатами (досками): «glogster», «padlet»; сервисами для создания инфографики: «google developers», сервисом для создания онлайн викторин, тестов и опросов: «kahoot» и другими, обеспечит более гибкое и эффективное учебное среду [2].
Проектировочный компонент является важной составляющей профессиональной деятельности учителя. Проектировочная деятельность учителя охватывает содержание обучения, учебный и воспитательный, педагогические ситуации. В условиях традиционного обучения проектировочная деятельность учителя ограничена рамками обычной учебной программы, сложившейся логике построения учебника, последовательностью изложения учебного материала, действующими методическими рекомендациями, готовым набором учебных задач и тому подобное. В таких условиях проектировочная деятельность учителя касается частных методических вопросов, решаемых в рамках действующей нормативной базы и единого унифицированного среды [1].
Процесс информатизации общества и образования способствуют существенному усилению роли проектировочного компонента в деятельности учителя. В частности, современная система образования приобретает признаки открытости и характеризуется разнообразием методических систем, свободой учителя в выборе методов и средств обучения, практической направленностью содержания и способов учебной деятельности, личностно ориентированным характером обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Морзе Н.В., Кузьминская А.Г. Педагогические аспекты использования облачных вычислений / Н.В.Морзе, А.Г. Кузьминская // Информационные технологии в образовании. -2016. -No9. -С. 20-29.
2. Прокофьева Н.О. Вопросы организации компьютерного контроля знаний /Н.О. Прокофьева // Educational Technology & Society 9(1) 2016, С. 433-440.
3. Свириденко О. «Облачные» технологии и обучение в школе // Заместитель директора школы, No5. 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //ISSN1998-6939. Информационные технологии в образовании. 2015. No 1464
4. Сейдаметова З.С., Сейтвелиева С.Н. Облачные сервисы в образовании / З.С. Сейдаметова, С.Н.Сейтвелиева // Информационные технологии в образовании. -2015. -No9. -С. 105-111.
5. Холодова Г. Б. Виртуальная образовательная среда – миф или реальность? [Текст] / Г. Б. Холодова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2014 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 198-199.
6. Шиненко М.А., Сороко Н.В. Использование облачных технологий для профессионального развития учителей (зарубежный опыт) / М.А. Шиненко, Н.В. Сороко // Информационные технологии в образовании. 2015. -No12. -С.206-214.
7. Платформа WindowsAzure [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://msdn.microsoft.com/library/windowsazure/dd163896.aspx#bk_Platform. -19.01.2020. -название с экрана.
8. Склатер Ниал. Электронное образование в облаке // 10-й международный журнал по проблемам систем управления виртуальным и индивидуальным обучением, 1 (1). 2019. -С.10-19. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www.distance-learning.ru/db/el/382DF785722E67DBC325787E005C58EA/doc.html. -19.12.2020.
9. Google Apps для учебных заведений. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.google.com/enterprise/apps/education/products.html.-19.12.2020.