Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Консультативная психология является относительно новой областью деятельности, которая нацелена на изучение особенностей и закономерной процессов психологического консультирования. То, что сейчас является фундаментом психологического консультирования, сформировалось и стало развиваться, прежде всего, в рамках психотерапии и направлений психотерапии. В 1951 году на одной из американских конференций был введен термин «консультативная психология» с целью отделить консультирование от клинической отрасли.
На сегодняшний день консультативная практика реализует себя в любой области, где применимы знания по психологии: это управление, медицина, педагогика и образование, кадровая и менеджерская сферы. Консультативные модели взаимосвязаны с теоретической и практической направленностью – когнитивной, личностно-центрированной, к примеру. Рассматриваемая психология тесно переплетается с общей, социальной, клинической, возрастной психологией, с психологий личности, семьи.
Консультирование также относится к определенному виду социальной работы, когда специалист помогает своему клиенту понять сущность конкретной проблемы, предлагает разные способы выхода из этой ситуации. Кроме того, психологическое консультирование является видом профессиональной деятельности практического психолога, когда предполагается оказание психологической помощи в конкретных стрессовых ситуациях, в преодолении психологических затруднений. Психолог фокусирует внимание на изменении чувств, мыслей и действий клиента так, чтобы он мог жить более эффективно.
Прогноз успешности в консультативной деятельности связан с тем, что консультант всегда направлен на оказание помощи другим при помощи своих знаний.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей консультирования в психоаналитическом направлении.
В наше время термин «психоанализ» известен всем, как и имя его создателя-Зигмунда Фрейда. Он принадлежит к той немногочисленной когорте мыслителей, которым суждено было коренным образом изменить представления человека о самом себе .
Фрейд однажды высказал мнение, что за всю свою историю человечество испытало три значительных удара по своему коллективному Эго. Первый такой удар был нанесен польским астрономом Николаем Коперником (1473-1543), который доказал, что Земля не является центром Вселенной: она всего лишь одна из множества планет, вращающихся вокруг Солнца. Вторым откровением стало в XIX веке учение Чарльза Дарвина, показавшего, что человек не является уникальным, отличным от всего живого видом и потому не может претендовать на какое-то особое место в мире. Он не более чем один из высокоорганизованных видов животных, которые, в свою очередь, возникли в ходе эволюции из более низких форм жизни. Третий удар нанес сам Зигмунд Фрейд, провозгласив, что человек не в состоянии полностью контролировать собственную жизнь при помощи разума . Фигура З. Фрейда выражает с собой два века с их разными устремленностями и философскими пристрастиями: XIX век с его культом научного знания и объективизма, верой в разум и прогресс и, одновременно, XX век – с его стремлением к подлинности человеческой субъективности, критическим настроем к традиции. Фрейд является мыслителем, чьи идеи глубоко вошли в современное общественное сознание на Западе и были довольно-таки основательно усвоены. Тем не менее, не прекращается дискуссия о том, является ли психоанализ философией, либо есть ли в нем содержание, которое можно отнести к философскому.
В естественной науке предпринимались разные попытки придать психике конкретное место в природе. Например, согласно теории панпсихизма, душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни). Биопсихизм описывал психику как присущее всему живому, в том числе растениям. Антропопсихизм утверждал, что психика присуща только человеку, а животные, как и растения – это «живые автоматы». Нейропсихизм говорил о том, что психика есть только у тех живых существ, у которых есть нервная система .
Все вышеперечисленные теории рассматривали критерии психики как внешние по отношению к форме существования организма. Психика приписывалась какому-либо живому существу не потому, что у существа были конкретные поведенческие характеристики, а потому, что оно принадлежало к конкретному классу объектов.
Другая группа теорий рассматривает психику исходя из внутренних, функциональных критериев. Данные теории уже развивались позже. Критериями присутствия психики для таких теорий являются: способность к поисковому поведению, способность к «гибкому» (в отличие от жестко запрограммированного) приспособлению к среде, т. е. к индивидуальному обучению, способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане и др.
1 Особенностей консультирования в психоаналитическом направлении: точка зрения Е. П. Кораблиной, И. А. Акиндиновой
Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова говорят о том, что особенности психологического консультирования в психоаналитическом направлении состоят в том, что исследуется подсознательная область психики, которая отвечает за душевную жизнь личности. Психологическое консультирование в таком направлении помогает вскрыть подсознательные защитные механизмы, которые были созданы в раннем детском возрасте, и проявляются впоследствии во взрослом возрасте.
Что такое «механизмы психологических защит». Изучение механизмов психологической защиты первоначально осуществлялось в рамках психоанализа и с позиций близких к психоанализу. Впервые термин «защита» (defense) ввел 3. Фрейд в конце XIX века.
В дальнейшем данное понятие раскрывалось автором в ряде других работ, в которых психологическая защита описывалась как способ борьбы «Я» против болезненных и невыносимых для личности идей и аффектов. Затем 3. Фрейд от этого термина отказался, и он был заменен термином «вытеснение» (repression). В приложении к своей работе «Торможение, симптомы и тревога» Фрейд вернулся к старой концепции защиты, при этом обозначил ее как «главное определение для всех способов, которые «Я» использует в конфликте, который может привести к неврозу». Термин «вытеснение» был сохранен для обозначения одного из специальных методов защиты, который обслуживает те же самые цели, что и другие защитные механизмы, а именно охрана «Я» против инстинктивных требований .
Приведем примеры психологических защит. Если человек боится заболеть раком, то можно обнаружить его у кабинета врача, усердно перечитывающего последние анализы, сданные десятый раз в течение года. Если человек уверен, что должен уйти из жизни из-за террористического акта на самолете, то едва ли можно встретить его среди пассажиров авиалайнера. Скрытый уровень тревоги привносит в жизнь человека изматывающую тревогу и беспокойство, целую гамму негативных эмоций, формирующих это самое неадекватное поведение. Устойчивые характеристики личности и стереотипы формируются на конкретных возрастных стадиях развития ребенка. Задача консультанта – интерпретация этих факторов, которые привели к психологической травме в терминах конфликта между «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
Напомним, что, базируясь на структурном подходе к анализу души, Фрейд предложил дифференцировать следующие инстанции: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх¬-Я (Супер¬Эго). Это было сделано им в работе «Я и Оно» (1923).
Человек, по мнению Фрейда, представляет собой непознанное и бессознательное Оно. Оно представляло темную и недоступную часть личности, которая обладала страстями и