Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Использование земли как важнейшего компонента окружающей среды при осуществлении различных видов хозяйственной и иной деятельности (сельскохозяйственная деятельность, строительство зданий, строений, сооружений, добыча полезных ископаемых и т.д.) неизбежно приводит к ухудшению ее состояния. В ходе охраны земель осуществляется реализация одного из основных принципов земельного законодательства, т.е. двуединого назначения земли: как важнейшего компонента природы, всей окружающей природной среды; как средства производства в сельском и лесном хозяйстве; пространства для развития промышленности и иной хозяйственной деятельности.
Правовое регулирование охраны земель и платы за землю
1.Правовое регулирование охраны земель
Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к земельным угодьям как к сложным природным образованиям с учетом их зональных и региональных особенностей. Описания целей, задач, направлений охраны земель носят преимущественно теоретико-методический характер, но, будучи сформулированы достаточно кратко, категорично, отраженные в нормативных правовых актах, они становятся обладающими обязательственной силой.
Важны экологические составляющие и природоохранные цели охраны земель. В ст. ст. 43, 47 - 49, 51 ФЗ об охране окружающей среды установлен ряд экологических требований, предъявляемых к собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, т.е. к землеобладателям, в зависимости от целей земле-, природопользования.
Правовое регулирование целей и содержания охраны земель служит основанием для принятия обоснованных судебных решений. Так, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в защиту государственных и общественных интересов государственного учреждения "Фонд охраны природы г. Волгограда" обратилась с иском к ЗАО "Завод ЖБИ-2" о взыскании вреда, причиненного в результате нарушения земельного законодательства. Произведен отбор проб почвы на объекте ЗАО "Завод ЖБИ-2", о чем составлен акт отбора проб почвы. Инспекцией лабораторного контроля г. Волгограда составлен протокол качественного химического анализа почвы, согласно которому содержание гумуса в почве на спланированной территории ниже на 2,41% и в почве котлована на 4,08% по сравнению с ненарушенной, рядом находящейся почвой. Органом по охране окружающей среды г. Волгограда ЗАО "Завод ЖБИ-2" признано виновным в частичном разрушении плодородного слоя почвы в результате выемки грунта на глубину 1,5 м общей площадью 4 500 кв. м, подвергнуто штрафу. Иск удовлетворен.
Как видно из материалов другого дела, проверкой на территории Енотаевской АЗС установлены несанкционированные свалки отходов. В основании иска указано, что на АЗС установлены несанкционированные свалки отходов: металлоотходы, масло отработанное, мусор строительный, фильтры промасленные, аккумуляторы б/у, лампы, ветошь промасленная, песок замазученный, бытовые отходы; в доказательство указанного факта истцом предоставлен акт-предписание.
Выявление загрязненных земель и определение степени их загрязнения осуществляется в соответствии со специальными нормативными и методическими документами с составлением актов о загрязнении земель. Ущерб от загрязнения при произведенных выбросах и сбросах загрязняющих веществ определяется в соответствии с целями охраны земель на основе данных обследования земель и лабораторных анализов по сравнению с данными предыдущих обследований и анализов, при захламлении земель несанкционированными свалками отходов - на основе данных об объеме отходов и степени их опасности.
Понятие "содержание охраны земель" раскрывается через апробированные в законодательстве и правоприменении основные способы и направления охраны земель, которые не являются исчерпывающими и могут пополняться иными найденными средствами охраны земель и почв.
В ФЗ от 16 июля 1998 г. "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" под загрязнением почв понимается содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения.
Охрана земель, безопасность земель и обеспечение безопасности на землях регулируются в ряде Федеральных законов: от 5 марта 1992 г. "О безопасности, от 9 января 1996 г. "О радиационной безопасности", от 21 июля 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений", от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности", от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании".
В ст. 7 ФЗ от 27 декабря 2002 г. предусматривается, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие (относительно земель): безопасность излучений, взрывобезопасность, биологическую, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность.
Необходимо отметить отношения в сфере строительства регулируются Градостроительным кодексом РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации и принятыми во исполнение положений градостроительного законодательства подзаконными нормативными правовыми актами (ст. ст. 2, 4 ГрК РФ).
При осуществлении строительства на хозяйствующего субъекта (застройщика) возлагается обязанность соблюдения требований экологического законодательства, в том числе земельного законодательства по охране земель как компонента природной среды.
Однако из приведенных выше положений ГрК РФ следует, что требования по охране земель от негативного воздействия строительной деятельности, установленные в земельном и экологическом законодательстве, применяются, если отсутствует регулирование в законодательстве о градостроительной деятельности.
Изложенное можно охарактеризовать как деэкологизацию правового регулирования деятельности в области строительства.
Положения статьи 9 Конституции РФ, статей 12 и 13 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ и статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" являются приоритетными при любых отношениях, если их предметом являются земли, что неоднократно подчеркивалось в теоретических трудах таких ученых, как С.А. Боголюбов , Е.А. А.К. Голиченков , В.В. Петров и др.
Часть требований к деятельности по строительству содержится в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", который обязывает субъектов при строительстве соблюдать требования технических регламентов, закрепленных в федеральных законах или утвержденных постановлениями Правительства РФ, а также нормативных технических документов: сводов правил (СП), строительных норм и правил (СНиП) и др.
Но Закон о техническом регулировании не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований в области охраны окружающей среды (ч. 4 ст. 1).
Как следует из статьи 29 Закона об охране окружающей среды, требования в области охраны окружающей среды, в том числе земель в процессе строительной деятельности, должны устанавливаться нормативными документами в области охраны окружающей среды. Однако пока такие документы не приняты, а требования экологической направленности или косвенно оказывающие воздействие на компоненты природной среды, в том числе земли, разбросаны в различных нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере строительства, или содержатся в нормативных технических документах.
Обязанностью субъекта строительной деятельности (причем именно лица, осуществляющего такую деятельность) является исполнение условий градостроительного законодательства, законодательства о техническом регулировании, проекта организации строительства и договорных условий, послуживших основанием для данной деятельности.
Строительную деятельность можно условно разделить на следующие стадии: планирование (выбор земельного участка, на котором будет осуществляться строительство), проектирование (подготовка проектной документации), строительство, ввод объекта в эксплуатацию (данную стадию можно охарактеризовать как завершающую применительно к строительству) или консервация объекта строительной деятельности.
Поскольку земли являются пространственным базисом для строительной деятельности, на стадии планирования необходимо учитывать соотношение площади земельного участка, необходимого для строительства, с фактическими возможностями использования земель для указанного вида деятельности. Например, использование для данного вида деятельности особо ценных сельскохозяйственных земель, лесных земель может послужить основанием для отказа в выдаче не только