Фрагмент для ознакомления
2
Теоретический вопрос. Содержание конституционного права на социальное обеспечение.
Конституция РФ, являясь основным законом государства, устанавливает фундаментальные основы устройства государства и общества. Провозглашая социальный характер российского государства в статье 7 , Конституция РФ налагает серьезные обязательства на властные институты в разработке и реализации соответствующей политики.
Основная цель социального государства, отличающего его от не социального, заключается в удовлетворении социальных прав граждан, провозглашении человека высшей ценностью, обеспечении материального и духовного благополучия своих граждан. Соответственно, если государство проводит социальную политику, но при этом вышеуказанная цель социального государства не достигается, вряд ли стоит говорить об этом государстве как о социальном.
Основной задачей государства в социальной сфере становится повышение качества жизни населения, обеспечение достойного уровня жизни каждого гражданина и соблюдение гарантий для тех, кто по объективным причинам не в состоянии реализовать свой потенциал.
Внешним проявлением социального государства является социальное обеспечение и социальная защита, которые также выступают основными элементами его содержания. Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием «социальная защита». Одним из основных элементов социальной защиты является социальное обеспечение.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким образом, право на социальное обеспечение является конституционным правом человека и гражданина и относится к группе социальных прав.
О.С. Мозолева, рассматривая конституционные социальные права в комплексе, справедливо указывает, что они обладают признаками, позволяющими выделить их в самостоятельную группу конституционных прав, для которых характерны: направленность на удовлетворение материальных потребностей, особая роль государства в их обеспечении, необходимость детальной конкретизации в текущем законодательстве РФ, особый субъектный состав . Дополнительно у К.Б. Бароцкой отмечено, что конституционные социальные права в совокупности гарантируют гражданину оказание государством поддержки и помощи в трудной жизненной ситуации. Эти права, закрепленные в Конституции РФ, становятся задачами и целями государства, раскрывают его социальную сущность, служат средством воздействия на сознание и поведение людей, являясь своеобразным каркасом, который лишь на уровне текущего законодательства наполняется конкретным содержанием .
Статьи Конституции РФ, положения которых аналогичны норме ст. 39, являются основанием для отраслевого законотворчества. При этом в нормативных правовых актах должны быть детализированы не только названные в них права, но и гарантии их реализации, а значит, приняты во внимание органами законодательной и исполнительной власти, обязанной в соответствии со своей компетенцией издавать соответствующие правовые акты на основе конституционных правовых норм.
В ст. 39 Конституции РФ социальное обеспечение предстает как собирательное понятие, касающееся случаев утраты средств к существованию по разным причинам. Более того, ст. 39 дополняют ст. 37, 38, 41, 42, 53 Конституции РФ, которые называют самостоятельные права граждан, но в то же время объединенные общим понятием «социальные права», неоднократно упоминаемым в международных документах. К примеру, ст. 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г, согласно которой каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства . При разработке Конституции РФ применительно к социальным правам граждан были учтены и такие международные документы как Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.).
Нужно отметить, что ст. 39 Конституции РФ относится к числу правоустанавливающих, в которых указываются лишь правомочия физических лиц. Применительно к таким правоустанавливающим нормам в учебной литературе обычно подчеркивается, что поведение второго субъекта (государственного органа, учреждения или иного субъекта) регулируется при помощи позитивного обязывания (предписания). Такому субъекту предписывается активное поведение по рассмотрению обращений физических лиц, проверке юридических фактов, своевременному оказанию медицинских и социальных услуг и т.п. Обязанности государственных органов или учреждений закрепляются как в материальных, так и процедурных нормах .
В рассматриваемой статье в общем виде представлена совокупность прав российских граждан при наступлении социально-значимых обстоятельств, перечисленных в ней. По своему содержанию конституционное право на социальное обеспечение шире субъективного права на социальное обеспечение. Именно конституционное право на социальное обеспечение является правовой основой для законодательного внедрения новых видов социального обеспечения, соответствующих изменяющимся социально- экономическим реалиям и потребностям общества, что, в свою очередь, влечет за собой возникновение субъективных прав граждан на новые виды социального обеспечения. Например, изменение демографической ситуации в России привело к появлению с 1 января 2007 г. такого нового вида социального обеспечения как предоставление женщинам, родившим (усыновившим) второго и третьего ребенка, права на получение средств материнского (семейного) капитала .
Если субъективные права на социальное обеспечение возникают и прекращаются, то их содержание могут изменяться в зависимости от различных факторов, в частности, от изменения законодательства, то конституционное право на социальное обеспечение представляет собой более стабильную категорию.
Упомянутый в ст. 39 Конституции РФ перечень социально-значимых для общества обстоятельств является открытым – он дополняется и конкретизируется законами. Законы принимается с учетом не только ст. 39, но и ст. 7, 37, 38, 41, 46, 76, а также других статей Конституции РФ.
Закрепляя право каждого российского гражданина на социальное обеспечение, ст. 39 Конституции РФ тем самым возлагает на государство и обязанность законодательного
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10.12.1998.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. № 234. 02.12.1995.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ. 2007. № 1. Ст. 19.
5. Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 (ред. от 07.03.2016) «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» // Российская газета. № 81. 15.04.2008.
6. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р (ред. от 10.09.2014) «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Российская газета. № 1. 11.01.2006.
7. Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2017 № 47579) // СПС «КонсультанПлюс».
8. Приказ Минтруда России от 23.09.2014 № 657н (ред. от 13.07.2017) «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 № 35259) // Российская газета. № 15. 28.01.2015.
9. Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н (ред. от 24.10.2014) «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 № 19694) // Российская газета. № 29. 11.02.2011.
10. Приказ Минтруда России от 12.10.2016 № 570н «Об утверждении перечня установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат и компенсаций, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.11.2016 № 44227) // Российская газета. № 259. 16.11.2016.
Судебная практика
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2004 № 19-П «По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с коллективной жалобой граждан А.И. Березова, Г.А. Васютинской, В.П. Крайнюкова, С.П. Молдашова, С.Н. Панина, В.Н. Потапова, А.И. Пудовкина и В.Н. Юнды, а также жалобой гражданки Л.А. Галаевой» // Российская газета. № 290. 30.12.2004.
Специальная литература
12. Бароцкая К.Б. Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина. Автореф дисс. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2011. С. 7–8, 18.
13. Гусев А. Ю. Конституционное право на социальное обеспечение // Труд и социальные отношения. 2015. № 1. С. 88 – 96.
14. Мозолева О.С. Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2011. С. 7, 11.
15. Право социального обеспечения: учебное пособие / М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: КНОРУС, 2013. С. 22–23.