Фрагмент для ознакомления
2
Задание. Составить цикл занятий на коррекцию и развитие эмоциональной сферы:
А) для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается воспитатель в ДОУ, является недостаточное развитие произвольности эмоциональной сферы детей. Это обусловлено как возрастными особенностями дошкольного возраста, так и чрезмерной "интеллектуализацией" воспитания, "технологизацией" нашей жизни. Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Ввиду сложности самой проблемой, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем и прежде всего в принципиальном отличии эмоциональных явлений от познавательных (когнитивных). Эмоции - более древняя (“первичная”) форма отражения, чем в значительной степени более осознанные, опосредованные речью познавательные процессы, и их главное назначение - сигнализировать о пользе или вреде для организма, от того или иного явления. Эта особенность эмоциональных явлений - их тесная связь со сферой бессознательного - также составляет важнейшую специфику эмоций, существенно отличающую ее от познавательных процессов, которые в большей степени осуществляются под контролем сознания. Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т.д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность. Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. Возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта дошкольника. Для дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. В среднем наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Несогласованность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды. Задача психолога помочь ребенку наладить контакт друг с другом, учить слышать другого. Создание атмосферы в детской группе, когда внимание и симпатии других достаются всем примерно поровну, которая наиболее благоприятна для развития личности ребенка, является важной задачей. Этому способствует также эмоциональная вовлеченность взрослого в общую с ребенком деятельность, благодаря которой может произойти передача смысла и мотива, т.е. своего рода эмоциональное заражение взаимодействия. К концу дошкольного возраста ребенок начинает понимать, осознавать собственные переживания. Систематическая работа психолога по развитию эмоциональной сферы в этот период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Цель программы: эмоциональное развитие детей через систему занятий, игр, упражнений, взаимодействие с родителями, создание среды в ДОУ способствующей развитию эмоциональной сферы детей
Задачи: