Фрагмент для ознакомления
2
Автор, название учебника УМК Класс, часть тема Пример использование метода
О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова УМК «Перспективная начальная школа»
4 Тундра и человек Показывать на карте природные зоны, работать со словарем, составлять цепи питания, рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
- читать условные обозначения карт
извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций
О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова
УМК « Перспективная начальная школа»
Растения и животные лесной зоны. Роль леса в природе и жизни человека Карта природных зон России Показывать на карте природные зоны, работать со словарем, составлять цепи питания, рассказывать о заповедниках находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
- читать условные обозначения карт
извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций
О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова
УМК « Перспективная начальная школа»
4 Карта твоего края определять, в каких часовых поясах находятся города, работать с картой часовых поясов. Знать понятия «полезные ископаемые», «бассейн», «месторождение»находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
- читать условные обозначения карт
извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций
О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова
УМК « Перспективная начальная школа»
4 Заповедные места твоего края находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
- читать условные обозначения карт
извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций
О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова
УМК « Перспективная начальная школа»
4 Путешествие по странам мира Знать границы России; с какими государствами граничит Россия
Уметь работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах.
Уметь работать с картой; называть исторические памятники США; называть главные города, достопримечательности.
Уметь работать с картой; называть исторические памятники Великобритании; называть главные города, достопримечательности.
Уметь работать с картой; называть исторические памятники Франции; называть главные города, достопримечательности
3. Найдите в периодической литературе или в сети Интернет примеры проблемных уроков окружающего мира и проанализируйте его. Выделите момент создания проблемной ситуации. Какой способ создания применен? Как организована работа по решению проблемы?
Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением» – между двумя или более положениями.
Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: »Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.
1. Урок окр. мира в 4-м классе по теме «Рукотворная жизнь (искусственный отбор)»
Анализ Учитель Ученики
предъявление
первого факта
предъявление
второго факта
побуждение к осознанию
побуждение к проблеме
вопрос – Ребята! У кого есть собака?
– Какой породы ваши собаки?
– Ученые подсчитали, что
сейчас на Земле существует
несколько тысяч пород собак.
– А сколько было пород собак у древних людей?
– Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили?
– Какой возникает вопрос?
Фиксирует вопрос на доске. Поднимают руки.
Называют.
– Думаем, одна!
(Проблемная ситуация.)
– Была одна порода, а стало много. (Осознание противоречия.)
– Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос)
2. Урок окружающего мира во 2-м классе по теме «Земля в космосе».
Анализ Учитель Ученики
предъявление
противоречивых мнений
побуждение к осознанию
побуждение к
проблеме
вопрос – Внимательно рассмотрите
в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним.
– Что вас удивило? Что интересного заметили?
– Какой возникает вопрос?
Фиксирует вопрос на доске. Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птоломею»,
«Мир по Копернику».
(Проблемная ситуация.)
– Птоломей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца. (Осознание противоречия.)
– Кто из ученых прав? (Вопрос.)
Прием 2. Учителю нужно навязывать разные мнения учеников, а не излагать детям чужие точки зрения. Для этого классу задается вопрос или практическое задание по новому материалу. Полученный в результате диапазон мнений обычно удивляет школьников. Мотивация осознания противоречия осуществляется репликами: «был ли один вопрос? А сколько мнений? «или» была только одна задача? И как вы его завершили?» А потом общий текст: «Почему это произошло? Чего мы еще не знаем?» Мотивация к постановке задачи осуществляется одной из реплик выбора.
Урок окружающего мира во 2 классе на тему «смена времен года»
Метод 3. проблемная ситуация с противоречием между обыденным (т. е. ограниченным или ошибочным) представлением учащихся и научным фактом создается в два этапа. Во-первых, учитель раскрывает повседневный взгляд учащихся с помощью вопроса или практического задания «за ошибку». Затем он представляет научный факт в форме сообщения, эксперимента или визуальной информации. Мотивация осознания противоречия осуществляется репликами: «о чем вы подумали сначала? и что же это на самом деле получается?». Мотивация к постановке задачи осуществляется одной из реплик выбора.
Урок окружающего мира в 4 классе на тему «адаптивность пустынных растений».
Создание проблемной ситуации на основе предварительного домашнего задания.
Такие задания позволяют ставить на уроке учебные задачи, к которым учащиеся подошли самостоятельно. по характеру эти задания могут быть разными: предварительное домашнее чтение, выполнение практических действий, наблюдения. Например, рассмотрим урок в 3-м классе. Тема урока: почва. Ее состав.
За 20 дней до начала урока учащиеся получили задание: замочить горох, вести ежедневные наблюдения за ним и делать необходимые пометки. Для этого урока учащиеся сделали примерную запись:
1 ноября-замочить горох, положить во влажную тряпочку, поставить в теплое место.
2 ноября - горох набухает
3 ноября-появился белый росток
4 ноября-росток стал больше, сильнее
5 ноября-росток врос в тряпку
6 ноября-появился бледно-зеленый росток
11 ноября-цвет гороха посерел
18 ноября-чешуя отстала, горох распался на 2 части
19 ноября-росток сгнил
20 ноября-росток и лист исчезли.
Урок начинается с чтения заметок.
- Что случилось?» У всех ли есть это явление?
- Да, все, - говорят дети.
Учитель показывает детям банку с рассадой гороха, посаженной в тот же день, 1 ноября, в почву.
- Почему горох так хорошо рос?
Ответы самые разные: «в банке теплее»,» банка светлая, а тряпка темная», «в тряпке нет питательных веществ, но они есть в земле». Проблемная ситуация принимается учащимися, возникшая трудность требует ее разрешения - это уже учебная проблема. Обучающиеся высказывают свои гипотезы. В дальнейшем преподаватель руководит учащихся, использует их наблюдения, дополняет ответы учащихся, сообщает новые факты, направленные на обоснование выдвинутой гипотезы.
Образовательные проблемы оказывают положительное влияние на эмоциональную сферу детей. С сияющими глазами они делятся радостью от того, что «чувствуют себя умными учеными», «любят спорить», «приятно, когда я смог решить проблему и помочь своей группе». Главная ценность в том, что дети вновь получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.
4. Пользуясь учебниками по окружающему миру, выпишите несколько вариантов проблемных ситуаций, предлагаемых авторами.
Приемы создания проблемных ситуаций
Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации
I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”
Между двумя (или более) положениями. Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом. Прием 3.
Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности
II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Прием 6.
Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено
3. Найдите в периодической литературе или в сети Интернет пример урока окружающего мира и проанализируйте его с позиции применения различных методов обучения. Какие методы применялись, с какой целью, на каком этапе.
Урок проходил в 1-м классе. В классе 20 человек.
Обучение проводится по программе «Школа России», учебно-методическому комплекту «Школа России». Автор: А. А. Плешаков. Учебник соответствует федеральному государственному стандарту общего образования второго поколения.
Вашему вниманию был дан урок окружающего мира на тему «обобщение на тему» Кто? Что? Тип урока: обобщение новых знаний с элементами исследования. урок соответствует календарно-тематическому планированию, является последним уроком в разделе.
Я поставила перед собой цель: закрепить и обобщить знания, полученные в изучаемом разделе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Козлова С. А. Летняя тетрадь будущего третьеклассника; Баласс - М., 2011. - 204 c.
2. Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. Мир и человек. Мир глазами человека. 1 класс. Рабочая тетрадь; Дрофа - М., 2010. - 335 c.
Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Окружающий мир. Рабочая тетрадь №2; АСТ, Астрель - М., 2009. - 293 c.
3. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь №2. К учебнику Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова; АСТ, Астрель, Планета знаний - М., 2015. - 966 c.
4. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь №1 к учебнику Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова «Окружающий мир»; АСТ, Астрель, Планета знаний - М., 2015. - 915 c.
5. Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс (комплект из 2 книг); Просвещение - М., 2010. - 128 c.
6. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс (комплект из 2 тетрадей); Просвещение - М., 2011. - 144 c.
7. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 2; Просвещение - М., 2016. - 282 c.
8. Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. 4 класс. В 2 частях. Часть 1; Просвещение - М., 2010. - 224 c.
9. Плешаков А. А., М. Ю Новицкая Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 1; Просвещение - М., 2016. - 527 c.
10. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. В 2 частях. Часть 1; Ассоциация XXI век - М., 2009. - 128 c.
11. Саплин А. И., Саплина Е. В. Окружающий мир. Общество. 1-4 класс. Атлас; ДИК, Дрофа - М., 2010. - 504 c.