Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Адаптивная физкультура — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.
Адаптивная физическая культура – это не просто комплекс физических упражнений, это целая система мероприятий, направленная на коррекцию физических и психофизических нарушений у детей. АФК обеспечивает общеукрепляющий, профилактический и реабилитационный эффект. Также является одним из средств улучшения состояния здоровья и социальной активности. [2]
Основной целью АФК как вида физической культуры — является максимальное укрепление здоровья и физического развития двигательных и психофизических способностей с учётом индивидуальных особенностей и диагноза детей, а также развитие жизнеспособности ребёнка, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья.
Адаптивная физическая культура включает в себя комплекс мер спортивно — оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей — инвалидов преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни. АФК имеет строго индивидуальный характер занятий и проводится ежедневно с каждым ребенком индивидуально. Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. [1]
Программа по АФК адаптирована под каждого ребенка индивидуально, учитывая диагноз детей, (по направленности, сложности, продолжительности) и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физической подготовленностью, возрастом.
Технологии предупреждения и преодоления критических ситуаций
Средства самостоятельного предупреждения возможных критических ситуаций на занятиях по гидрореабилитации с учеником основываются на знании о:
-планировке здания бассейна;
-организации и условий проведения занятия;
-предпосылках возникновения возможных критических ситуаций (душевая кабина, мокрый пол, спуск–подъем, «захлеб», переохлаждение организма, озноб, судороги мышц, посторонние люди на занятии, другие участники, и т.д.);
-умении видеть (предвидеть) возникновение возможных критических ситуаций на занятии в условиях «на суше», «на воде»;
- своевременно выполнять страховку и поддержку ученика в условиях «на суше», «на воде»;
-знании и умении оказывать доврачебной помощи пострадавшему на воде;
-особенностях проявления психофизической активности ученика в зависимости от отклонений в состоянии его здоровья; умении подобрать индивидуальные средства и методы педагогического воздействия относительно ученика;
-находить общий язык с учеником;
-понимании необходимости постоянного визуального наблюдения за учеником на протяжении всего занятия; умении контролировать психоэмоциональное состояние ученика на протяжении всего занятия.
Средства самостоятельного преодоления критических ситуаций на занятиях по гидрореабилитации с учеником основываются на знании и умении: -применить необходимые, своевременные и продуктивные действия для предупреждения дальнейшего развития конкретной критической ситуации;
-оказывать необходимую помощь для ликвидации последствий развития конкретной критической ситуации;
-своевременно и правильно выполнять страховку и поддержку ученика;
-умение успокоить ученика.
Ведущими причинами возникновения той или иной критической ситуации является рассогласованность действий преподавателя и ученика на практических занятиях по гидрореабилитации в условиях «на суше» и «на воде».
Важно, учесть, что в условиях глубокого бассейна слышимость низкая. Много народу, много детей, а также большое пространство, шум от воды, вынуждает ученика тратить много сил, которые уходят на концентрацию внимания, слуха, на команды, на самоорганизацию и т.д., что является дополнительным раздражителем для ребенка, преподавателя. В условиях малого бассейна этот факт сводится к минимуму, что позволяет лишний раз не напрягать голос, не повторять команды и более качественно организовать занятие. [2]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безотечество К.И. Гидрореабилитация. Учебное пособие модуля дисциплины "Технологии физкультурно-спортивной деятельности". – М.: Флинта, 2017. – 156 с.
2. Бородич Л. А. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков / Л.А. Бородич, Р.Д. Назаров. – М.: Просвещение, 1988. – 75 с.
3. Григорьева Д.В. Технологии гидрореабилитации. – СПб., 2015. – 243 с. (Электронный ресурс библиотеки ЧГИФК).
4. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт: учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 320 с.
5. Круглий А. В. Применение лечебного плавания при заболеваниях
опорно-двигательного аппарата: учебное пособие. – Ухта: УГТУ, 2000. – 52 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kgbmed.ru/docs/metodicheskie_ukazani_lechebnoe_plavanie_pri_osteohondroze.pdf.