Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важная составляющая любого социально ответственного бизнеса - это разработка собственных общественных проектов и программ. Под социальными проектами мы будем понимать добровольно осуществляемую компанией социальную деятельность, направленную на решение конкретных общественных проблем. При этом главным критерием будет соответствие проектов целям и стратегии развития конкретного бизнеса.
Однако, полноценным участием в проектах можно назвать такое, которое поддерживается персоналом компании. Именно поэтому вопросы поддержки социальных проектов и форм участия в них актуальны для современного бизнеса.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении современных форм участия персонала в социальных проектах компании.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по оптимизации участия персонала в социальных проектах компании.
Цель работы – анализ форм участия персонала в социальных проектах.
Задачи исследования:
- изучить сущность и виды социальных корпоративных проектов,
- определить направления и принципы социальных проектов,
- изучить формы социальных проектов,
- определить каким образом персонал компании может участвовать в социальных проектах,
- разработать рекомендации по привлечению персонала к участию в социальных проектах компании.
Методы исследования: анализа и синтеза, исследования открытых информационных источников по теме исследования, комплексного и сравнительного анализа.
Структура работы обусловлена двумя главами и четырьмя параграфами.
1 Современные социальные корпоративные проекты
1.1 Направления и принципы реализации социальных проектов компании
Существует несколько направлений социальных проектов и программ:
- Добросовестная деловая практика - это направление социальных программ компании, которое имеет целью содействовать принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании.
- Природоохранная деятельность и ресурсосбережение - это направление социальных программ компании, которое осуществляются по инициативе компании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду (программы по экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, предотвращению загрязнения окружающей среды, организации экологически безопасного производственного процесса, организации экологически безопасных транспортных перевозок),
- Развитие местного сообщества -- это направление социальных программ компании, которое осуществляется на добровольной основе и призвано внести вклад в развитие местного общества (социальные программы и акции поддержки социально незащищенных слоев населения, оказание поддержки детству и юношеству, поддержка сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения, спонсирование местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержка социально-значимых исследований и кампаний, участие в благотворительных акциях)
- Развитие персонала - это направление социальных программ компании, которое проводится в рамках стратегии развития персонала, с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников (обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций в организации, участие сотрудников в принятии управленческих решений).
- Социально ответственная реструктуризация - это направление социальных программ компании, которое призвано обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом, прежде всего в интересах персонала компании
- Социально ответственное инвестирование - инвестирование, заключающееся не только в извлечении финансовых доходов, но и в реализации социальных целей, обычно путем инвестирования в компании, действующие с соблюдением этических норм.
Управление социальными проектами - это непрерывно протекающий в компании процесс, который состоит из следующих этапов [10, c. 34]:
· Предварительный анализ проблем в рамках определенного направления;
· Определение приоритетов социальной политики компании;
· Формирование специальной структуры управления социальными программами;
· Разработка социальных программ;
· Реализация;
· Оценка и оформление результатов социальных программ компании.
Эффективные социальные проекты, как правило, реализуются на основе современных технологий управления социальными инвестициями, четко определенных организационных стандартов, включая процедуры отбора проектов для финансирования, мониторинга за ходом их реализации и оценки конечных результатов. Они предполагают контрактные отношения, в частности, заключение договоров на предоставление целевого финансирования с исполнителями социальных программ, часто используют конкурсные механизмы. Еще одна примечательная черта - тесные контакты с гражданским обществом, привлечение экспертов, партнеров по программам в виде российских и международных некоммерческих организаций. Лучшие социальные проекты основаны на партнерских отношениях с органами местного самоуправления и базируются на следующих принципах:
· Комплексный и непредвзятый анализ ситуации
· Направленность на долгосрочную стратегию развития территорий
· Предоставление финансирования на конкурсной основе, долевое финансирование
· Мониторинг и оценка эффективности профинансированных проектов
· Формализация отношений с органами власти и местного самоуправления в виде договоров социального партнерства и других документов
· Сопровождение корпоративных социальных программ мероприятиями по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих
· Совместные действия с общественностью, представляющей местные сообщества
· Привлечение сотрудников компании к реализации социальных программ
· Привлечение независимых экспертов и консультантов
· Сотрудничество с российскими и международными благотворительными фондами и некоммерческими организациями
· Организация обмена опытом между участниками программ, информационная поддержка. [5]
1.2 Формы социальных проектов компании
Существуют различные формы социальных проектов компании:
1. Благотворительные пожертвования - форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций-получателей помощи и др.). Именно благотворительная деятельность явилась первой и наиболее распространенной
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бабкина А. Твори добро: как вовлечь сотрудников в социальные проекты // https://www.forbes.ru/forbes-woman/366219-tvori-dobro-kak-vovlech-sotrudnikov-v-socialnye-proekty (дата обращения: 18.11.2020)
2. Балабанова Л.В., Крутушкина О.В. Комплексный подход к стратегическому управлению маркетинговыми коммуникациями предприятия // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 6 (17). — c. 52-58.
3. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: Учебник для вузов. – СПб.: Астерион, 2011.
4. Богдан Н. Н., Климова Т. В., Мамаева В. Ю. Концепция социальной ответственности современных организаций // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика . 2012. №2 С.130-138.
5. Веревкин Л.П. Социальная ответственность бизнеса.// Общественное мнение. – 2010 -№1. – С.4-7
6. Виттенберг Е. Я. Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве; РГГУ - Москва, 2011. - 488 c.
7. Гареева А. Р. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании [Текст] // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 147-150.
8. Захаров В. В., Новгородова Н. С., Подворотова Д. М. Корпоративная социальная ответственность // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития . 2013. №13 С.53-59.
9. Корпоративная социальная ответственность: учебное пособие.// -Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012, 292 с.
10. Корпоративная социальная ответственность; Юрайт - Москва, 2019. – 448
11. Луценко А. И. Показатели устойчивого развития крупного предприятия и их связь с оценками GRI [Текст] / А. И. Луценко // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.1. — С. 207-209.
12. Маркетинг в вопросах и решениях: учебное пособие для студентов / И. В. Захарова, Т. В. Евстигнеева. – Москва: КноРус, 2011. – 303 с.
13. Мельничук З. В. Формирование положительного информационного образа как условие эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций / З. В. Мельничук, А. И. Яшина // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.1. — С. 212-215.
14. Морозова И. С. Корпоративная социальная ответственность в информационном обществе [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2011. № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Morozova_Corporate-Social-Responsibility/ (дата обращения: 06.04.2016).
15. Нифаева, О.В. Активизация социальной ответственности российского предпринимательства / О. В. Нифаева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012.-№5. - С.42-48.
16. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Основы рекламы: Учебник. – М., 2011.
17. Сафина Р. Социально ответственный бизнес.// Фактор будущего. 2011. -№3. – С.13-15
18. Сердобольская И.О. Практикум по курсу «Маркетинг-менеджмент услуг». Для магистрантов II курса направления «Менеджмент» программы «Маркетинг» / И.О. Сердобольская. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013.
19. Туркин С. Зачем бизнесу социальная ответственность // Журнал Управление компанией.- 2010.- №4.- С.32-35
20. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа; Дашков и Ко - Москва, 2011. - 208 c.
21. Черепанова Н. В. Корпоративное гражданство и корпоративная социальная ответственность: особенности реализации // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 519-521.
22. Чубарова Т. В. Социальная ответственность в рыночной экономике. Работник, бизнес, государство; Нестор-История - Москва, 2017. - 320 c.
23. Ярочкин В. И., Бузанова Я. В. Корпоративная разведка; Ось-89 - Москва, 2019. - 304 c.
24. Что такое социально ответственный бизнес // http://ukrinterstandard.com/ru/soc_otvet/cht_takoe_biznes.htm