Фрагмент для ознакомления
2
На основании изложенного, предлагаем дефиницию нетипичных работодателей в качестве субъектов трудового права, обладающих особенным правовым статусом, следующим из специфики легализации, целей и направления трудового процесса, категорий и численности работников, которые вступили с ним в трудовые отношения, при некотором видоизменении коллективного и индивидуального правового урегулирования трудовых и других связанных с ними отношений. На основе приведенной дефиниции, возможно, сказать о том, что нетипичные работодатели обладают:
особенным правовым статусом;
правоотношения с участием данных работодателей и их работников не все время можно регулировать общей правовой конструкцией;
для нетипичного работодателя предусматривают некоторые запреты и ограничения;
работа нетипичных работодателей неизбежно повлечет за собой сложности правового урегулировании труда, которые связаны с процессом заключения, изменения и прекращения трудового договора, определения материальной ответственности, процесса изучения индивидуального трудового спора.
Есть некоторые проблемы, которые связаны с конкретизацией трудоправового статуса некоторых нетипичных работодателей. Допустим, изучение правовой основы деятельности спортивных организаций в качестве нетипичных юридических лиц дает возможность предложить следующее определение спортивных организаций в качестве особенного типа работодателя – юридического лица (организации), который действует в определенной организационно-правовой форме: объединение разных субъектов для организации и проведения спортивных соревнований, учебно-тренировочных и иных мероприятий в области подготовки к спортивным соревнованиям на основании национальных и международных достижений физической культуры и спорта. Кроме этого нормы трудового законодательства (гл. 54.1 ТК РФ) распространяют только на спортсменов и тренеров, в качестве профессионального персонала спортивной организации, которая имеет четко определенные цели – достижение спортивного результата и участие в проводимых на местном, региональном, общероссийском, международном уровне спортивных соревнованиях.
Выше сказанное дает основания рассматривать спортивную организацию в качестве нетипичного работодателя в результате: указания весьма специфических целей образования и последующего функционирования, четко обозначенных в ТК РФ в качестве участия в спортивных соревнованиях и достижения определенных результатов; присутствия в составе точно указанных ТК РФ категорий работников (спортсменов и тренеров), которые выполняют нехарактерные трудовые функции, обладающие внешним направлением на спортивные достижения на общероссийском и международном уровне; функционирования в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах юридических лиц, но которые одновременно объединяются в спортивную федерацию как общественное объединение, которое кроме государственной регистрации, подлежит обязательной аккредитации, что в целом направляют на структуризацию работодателей в области спорта.
Нетипичность спортивных организаций в качестве работодателя оказывает непосредственное влияние на механизм правового урегулирования трудовых отношений внутри этой организации, что будет проявляться, в частности, в специфике заключения, изменения и прекращения трудового договора со спортсменами и тренерами; правилах отстранения от деятельности; предоставления дополнительных гарантий и компенсаций; рассмотрения трудовых споров с участием спортсменов и тренеров.
Указанная в ст. 20 ТК РФ группа работодателей – физических лиц (работодатель – индивидуальный предприниматель) является значительно более многочисленной, чем вторая (работодатель – физическое лицо, которое не является индивидуальным предпринимателем), которая привлекает работников для личного обслуживания, число которых в России намного меньше. Помимо этого они порой предпочитают вообще не оформлять трудовые отношения с работником. Именно в результате меньшего распространения и других значимых особенностей правового урегулирования трудовых отношений, таких работодателей относят к нетипичным.
Работодатели – физические лица, не являются индивидуальными предпринимателями, вступают в трудовые отношения при учете сложного оперативного критерия состоящего из обязательной фиксации фактов заключения трудового договора в соответствующих органах местного самоуправления по месту жительства для работодателей, не являющихся индивидуальными предпринимателями; регистрации в роли плательщика страховых взносов во внебюджетный фонд социального страхования; обязанностей работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во время прекращения трудового договора регистрации факта прекращения в органах местного самоуправления. При этом процедура будет иметь, носит межотраслевой характер, который предполагает субсидиарное использование норм не только трудового законодательства, но и административного, муниципального налогового права. Акты уведомительной регистрации трудовых договоров, это важное условие для последующего функционирования работодателей – физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями, и если регистрацию не осуществят, то трудовой договор по существу, возможно, признать недействительным, и в дальнейшем его невозможно будет предъявить в роли документа, который будет подтверждать период деятельности у работодателя – физического лица. Помимо этого, недопустимо со стороны самих физических лиц при отсутствии регистрации ссылаться на то, что у них вообще существует правовой статус работодателей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Правовая культура в истории российского государства/ Ларина О.Г., Борзенков П.Е. // В сборнике: Ценности и нормы правовой культуры, Сборник научных статей VI Международного круглого стола, посвященного дню рождения И. А. Ильина, русского философа и юриста. 2016. С. 190-194.
2. Основы социального государства/ Долженкова Е.В., Ларина О.Г., Емельянов А.С., Ноздрина И.О., Кухарев Ю.С.// Учебное пособие / Курск, 2016.
3. Юридическая деятельность и ее процессуальное оформление/ Беляев В.П., Беляева Г.С., Ларина О.Г. // Курск, 2015.
4. Исследование применяемых инструментов реализации социальноэкономической политики россии и инкорпорирование позитивного зарубежного опыта / Чарочкина Е.Ю., Безуглая Е.В., Ларина О.Г., Гуров В.И.// Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 6 (69). С. 185-195.
5. Правовые основы реформирования финансового управления в россии в начале XIX века / Ларина О.Г.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 1-1. С. 28-34.
6. История государства и права России/ Пенькова А.Н., Долженкова Е.В., Кузнецова Т.Л., Ларина О.Г., Ноздрина И.О., Плотникова А.В., Хрущев Е.Г., Шевякина А.И. // Курск, 2017.
7. Сущность государства и права/ Чуйков Н.А., Рыльский Е.А., Ларина О.Г. // В сборнике: Личность, общество, государство: проблемы прошлого и настоящего Ответственный редактор: О. Г. Ларина. 2017. С. 322-328.