Фрагмент для ознакомления
2
Взгляды на природу и происхождение человеческой мотивации неоднократно менялись на протяжении всего исследования этого вопроса, но они всегда располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррациональностью. Эта четкая рационалистическая позиция и появлялась в трудах античных философов и богословов вплоть до середины XIX века.
Первые соответствующие мотивационные, психологические теории, включающие рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать появившимися в XVII-XVIII веках. Теория принятия решений, которая иррационально объясняет поведение человека, и теория автоматов, которая иррационально объясняет поведение животных. Первая возникла в экономической науке и был связан с внедрением математических знаний в описание поведения человека, связанного с экономическим выбором. Позже она была перенесена на понимание поведения человека в других сферах деятельности вне экономики.
В более поздних работах У.Макдауголл добавил восемь инстинктов, в основном связанных с органическими потребностями.
Теория инстинкта была связана со многими проблемами, но основными из них являются:
1. Как доказать существование этих инстинктов у человека.
2. В какой мере формы поведения, приобретаемые человеком в жизни под влиянием опыта и социальных условий, могут быть сведены к ним или выведены из них.
3. Как мы разделяем эти формы реального инстинктивного поведения с теми, которые приобретаются в результате жизненного обучения.
4. Как объяснить пост культурного, цивилизованного человека, использующего только инстинкты.
В 20-е годы текущего столетия теория инстинктов была заменена концепциями, основанными на биологических потребностях в объяснении поведения человека. В этой концепции утверждалось, что люди и животные имеют общие органические потребности, которые оказывают одинаковое влияние на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности приводит к снижению (уменьшению) напряжения.
Тема 13. Способности.
Деятельность осваивается человеком и предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы, сенсомоторных способностей). Эти требования не могут быть удовлетворены только качеством, даже если они достигли очень высокого уровня развития. Мнение о том, что одна психическая характеристика обеспечивает высокую продуктивность деятельности и выступает как равная всем способностям, не имеет научной обоснованности. Способность - это совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.
Вся структура психических качеств, выступающих как способности, в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и зависит от вида деятельности.
Каждые задатки должны пройти долгий путь развития, прежде чем превратиться в способность. Таким образом, в период от рождения до 6-7 лет улучшается работа всех анализаторов, развитие и функциональная дифференцировка отдельных участков коры головного мозга, связь между ними и двигательными органами, в частности, с руками, и это является условием развития общих способностей. Младший и средний школьный возраст-время ускоренного развития специальных способностей. Необходимыми условиями формирования в этот период являются игровая, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, которая должна находиться в «зоне потенциального развития», то есть в пределах возможностей ребенка.
Случаи патологического снижения способности определяются как олигофрения. Она различается по степени выраженности: легкая слабость; средняя слабость; разработка специальных программ, глубокое обучение, что определяет выбор и коррекцию методов во вспомогательных учреждениях.
Тот факт, что естественные предпосылки компетентностных тенденций заложены в особенностях строения и функционирования нервной системы, делает достоверным предположение о том, что они, как и все другие морфологические и физиологические качества, подчиняются общим генетическим законам. В то же время возможные наследственные гипотезы тенденций не следует отождествлять с идеей наследственности способностей.
Этот вопрос имеет долгую историю. Еще в 1875 году английский антрополог и психолог Ф. Гальтон написал книгу «наследственность таланта». Автор, изучив семейные отношения сотен выдающихся людей, пришел к выводу, что талант наследуется либо по отцовской, либо по материнской линии.
Учение И. П. Павлова. Они выделили три ключевых свойства нервной системы:
1) в зависимости от производительности нервных клеток, интенсивности процесса возбуждения и торможения;
2) равновесие нервной системы, то есть степень соответствия между стимулирующими и тормозящими силами (или их равновесие);
3) подвижность нервных процессов, то есть скорость изменения возбуждения вследствие торможения и наоборот.
Как уже говорилось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка в деятельность, доступную с раннего возраста до его возраста. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, лепить, правильно петь, распознавать мелодию и чувствовать ритм. Чуть позже они начинают проектировать совместно с детскими "конструкторами", пытаются создавать рассказы, простые стихи. С поступлением в школу значительно расширяется возможность включения ребенка в определенные виды деятельности. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам: школам, домам и т.п.
Одной из задач советской системы образования является всестороннее развитие способностей всех детей. Одностороннее, узкое, одностороннее развитие ребенка неправильно, когда он проявляет яркие способности в какой-либо области при глубоком безразличии ко всему остальному. Конечно, интересы, связанные со способностями, должны доминировать, но в то же время педагог стремится к всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка, стремится поднять общую культуру и расширить его кругозор. Только такое развитие обеспечит истинный расцвет способностей.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием её успешности. Общие способности – способность к овладению знаниями, интеллект. Специальные способности –обеспечивают достижение высоких результатов в специальных областях деятельности (в музыке, живописи, литературе, математике и т.д.). Практические способности – успешность в практической деятельности. В них включены такие способности, как организаторские, конструктивно-технические и педагогические способности. Способности проявляются и развиваются в деятельности.
Блок 2 «Истрия психологии»
Тема1: Общая характеристика учения о душе в античности.
Материалистическое учение о душе сформировалось и развивалось как часть материалистической философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, основателями которого были Демокрит и его учитель Левкипп. Человек, как и вся окружающая его природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа тоже материальна. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, поэтому не только тело, но и душа должна умереть. Характерно, что, отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Материализм в древности характеризуется воплощением души: душа не только считается единым целым с телом, но и сама является телом. Эпикур, Лукреций и стоики продолжали развивать идеи Демокрита о душе. Согласно Эпикуру, душа имеет единственное существование, которое можно ощутить. Стоическая школа (получила свое название от места в Афинах – «стоя» - портик храма), ее основатель–Зенон проповедовал свое учение. Представляя вселенную как единое целое, которое состоит из бесконечных модификаций огненного воздуха - "пневмы", стоики считали одной из таких модификаций человеческую душу. В стоическом учении о душе проявляется рационализм: ум есть главная высшая часть ума. Лукреций отличает дух от души: дух называется также сердцем, душой души.
Смысл деятельности Сократа (она называлась"диалектика"–поиск истины через беседу) состоял в том, чтобы помочь собеседнику найти истинный ответ с помощью определенных вопросов (так называемый метод Сократа), подобранных определенным образом, тем самым ведя от смутных представлений к логически ясному знанию обсуждаемого предмета. Дискуссия была посвящена широко распространенным "повседневным" понятиям о справедливости, несправедливости, добре, красоте, мужестве и т. д.
Сократ считал своим долгом принимать активное участие в общественной жизни Афин. В то же время он не всегда соглашался с мнением большинства Народного парламента и суда присяжных, что требовало немалого мужества, особенно в период правления"тридцатилетнего монарха". Сократ считал, что несогласие с большинством было результатом постоянных попыток защитить закон и справедливость, о которых большинство людей не всегда заботится. Его обвинили в том, что он"уважает богов и не развращает молодежь", и приговорили к смерти 361 голосом из 500 судей. Сократ мужественно принял этот приговор, выпил яд и отверг план бегства учеников как спасение.
Сократ не записывал своих рассуждений, полагая, что только живой разговор приведет к желаемому результату-воспитанию личности. Таким образом, все эти авторы, которые полностью реконструируют его взгляды, зная из трех основных источников: комедии Аристофана, мемуаров Ксенофонта и сочинений Платона, рассматривали душу прежде всего как источник человеческой нравственности, а не как источник физической активности (что было принято в теориях Гераклита и Демокрита). это подчеркивает первую мысль. Сократ говорил, что душа-это духовное качество индивида, характерное для него как разумного существа, действующего в соответствии с нравственными идеалами. Такой подход к душе не мог основываться на идее ее важности, поэтому одновременно с возникновением взгляда на отношения души и нравственности рождается новый взгляд, который впоследствии развил Платон, ученик Сократа. Идея, выдвинутая Сократом, получила развитие в теории его выдающегося ученика Платона.