Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Понятие «системы», «элемента», «горизонтальных» и «вертикальных» связей в системном подходе 4
2 Подсистемы и части системы: дискретные, жесткие и централизованные 6
3 Открытые и закрытые, материальные и идеальные системы 7
Заключение 8
Список используемой литературы 9
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Системный подход – это такой способ исследования окружающего мира, при котором интересующие человека предметы и процессы изучаются как части конкретного целостного образования. Данные части и элементы, взаимодействуя друг с другом, создают новые характеристики системы, которые отсутствуют у них по отдельности. Так, окружающий мир, с точки зрения системного подхода – общность систем различного уровня, которые находятся в иерархических взаимоотношениях .
Современная наука имеет свой фундамент в представлениях о строении материального мира на основании системного подхода, согласно которому любой объект материального мира – сложное образование, которое состоит их элементов, которые объединены в общее. Чтобы определить эту общность в науке, используется термин «система», как структурированное множество частей, которые взаимосвязаны . Эти элементы проявляют себя как нечто общее по отношению к другим объектам или внешним обстоятельствам .
Целью данной работы является рассмотрение системного подхода в концепции современного естествознания.
Задачи:
- описать термины «система», «элемент», «горизонтальные» и «вертикальные» связи в системном подходе;
- рассмотреть подсистемы и части систем;
- изучить виды систем в современном естествознании.
1 Понятие «системы», «элемента», «горизонтальных» и «вертикальных» связей в системном подходе
Понятие системы, как и системный подход в целом, было сформировано в XX в. Известный советский ученый А.А. Богданов стал основоположником тектологии (всеобщей организационной науки). Он утверждал, что любой предмет или явление имеют свою цель и устроены в соответствии с ней. Это дает основание считать предметы и явления организмами и организациями. В природе существует объективная целесообразность (организованность), являющаяся результатом естественного отбора. Ученый понимал организованность как свойство целого быть больше суммы своих частей; причем чем больше эта разница, тем выше степень организации.
Известный австрийский биолог-теоретик Л. фон Берталанфи разработал теорию открытых биологических систем, способных достигать своего конечного состояния, несмотря на некоторые нарушения условий своего существования. Он обратил внимание на существование моделей, принципов и законов, применимых к любым системам независимо от их содержания. Физические, химические, биологические и социальные системы, по его мнению, должны функционировать по одним правилам. Он же дал первое определение системы как совокупности элементов, находящихся во взаимодействии.
Термин «элемент» говорит о минимальном, неделимом компоненте в пределах системы. Все системы характеризуются тем, что в них элементы устойчиво взаимосвязаны. Эти связи являются упорядоченными и внутренне необходимыми, по сравнению со связью каждого элемента с окружающей средой . Элемент – это то, что существует по отношению к определенной системе. При других отношениях элемент сам представляет сложную систему.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Варыгин Д.В. Понимание в естествознании// Вестник Башкирского университета, 2014// https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-v-estestvoznanii (дата обращения 12.12.2020)
2) Волкова В. Н. Концепция современного естествознания : от физикализма к интегральным подходам// Прикладная информатика, 2010// https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-sovremennogo-estestvoznaniya-ot-fizikalizma-k-integralnym-podhodam (дата обращения 12.12.2020)
3) Гудукин В.И. Основные вопросы естествознания// Международный научно-исследовательский журнал, 2015// https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-voprosy-estestvoznaniya(дата обращения 12.12.2020)
4) Диалектика и логика научного познания: Современные проблемы материалистической диалектики. - М.: Наука, 2019. - 430 c.
5) Лебедев С. А. Уровни научного знания//Вопросы философии, 2010. № 1. С. 62-70
6) Любарский Г. Рождение нового естествознания с точки зрения наук о жизни// Философско-литературный журнал «Логос», 2020// https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdenie-novogo-estestvoznaniya-s-tochki-zreniya-nauk-o-zhizni (дата обращения 12.12.2020)
7) Методологические основы научного познания. - М.: Высшая школа, 2016. - 272 c.
8) Несторенко С. Н. Пути формирования биологического образования современного общества// https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-biologicheskogo-obrazovaniya-sovremennogo-obschestva (дата обращения 12.12.2020)
9) Сарданашвили, Г. А. Кризис научного познания. Взгляд физика / Г.А. Сарданашвили. - М.: Ленанд, 2018. - 256 c.
10) Смирнов, В. А. Логические методы анализа научного знания / В.А. Смирнов. - М.: Едиториал УРСС, 2017. - 264 c.