Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Общественное мнение и его значение. Выражение общественного мнения посредством СМИ 4
2 Технологии манипулирования общественным мнением 8
3 Конструирование «жертвы» как способ создания управляемой конфликтной ситуации 10
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Приложения 16
Приложение 1 16
Приложение 2 17
Приложение 3 18
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Со второй половины прошлого столетия мы наблюдаем период глобальных трансформаций в технической сфере и масштабное развитие Интернета. Возникновение Интернета связано с 1969 годом, когда Пентагон, для того, чтобы увеличить качество системы национальной обороны, интегрировал через телефонную станцию все компьютеры американских командных пунктов в сеть «Арпанет». С 80-х гг в США начинается исследование, которое интегрирует компьютеры для обмена информацией между ведущими центрами. 6 августа 1991 года появляется первый веб-сайт.
Интернет начинает все больше и больше проникать в жизнь общества. Интернет сформировал новый мир для общества.
На стыке веков появляются системные трансформации в структуре медиасистем многих стран мира. В 1995 году социолог Н. Негропонте говорил, что дигитализация, то есть перевод информации в вид цифры, инициирует формирование и создание нового контента, будут новые эксперты и экономические модели, отдельные поставщики информации.
«Главная проблема современного мира – это менеджмент внимания. Конкурентное преимущество – не в обилии информации, а в ее ограниченности. Люди нуждаются не в объеме новой информации, а в мощных фильтрах и удобных средствах навигации в мире информации» .
Целью данной работы является рассмотрение вопроса управления общественным мнением и технологий манипулирования.
Задачи:
- рассмотреть сущность и значение общественного мнения;
- изучить технологии манипулирования общественным мнением;
- описать конструирование «жертвы» как способ создания управляемой конфликтной ситуации.
1 Общественное мнение и его значение. Выражение общественного мнения посредством СМИ
Общественность в широком смысле – это различные группы стейкхолдеров, то есть лиц, так или иначе, заинтересованных в деятельности организации и ее результатах.
Общественность в узком смысле – это активная аудитория, на которую нацелен PR.
Общественное мнение – это тип состояния массового сознания, которое содержит в себе скрытое или явное отношения общества или его части к проблемам, событиям и явлениям действительности.
Субъект общественного мнения – общности различного уровня, а объект – событие, явление, процесс и социальный факт.
Под общественным мнением в общем смысле принято понимать совокупность взглядов индивидов на ту или иную проблему. По сути это своеобразный консенсус, который зарождается из совпадающих между собой установок людей относительно проблемы.
Общественное мнение является весьма объемным и гораздо более емким понятием, нежели простая сумма точек зрения, которые взыскиваются определённой совокупностью индивидов. Оно представляет собой динамический процесс взыскания, уточнения и согласования мнений, в ходе которого совместными усилиями вырабатывается направленность действий .
Общественное мнение обычно возникает внутри группы индивидов, которые общаются друг с другом, вместе согласовывают суть проблемы и возможные ее последствия.
Общественное мнение обладает определенными характерными признаками. Основными из них считаются:
- направленность;
- интенсивность;
- стабильность;
- информационная насыщенность;
- социальная поддержка.
Признак направленности служит отражением общей качественной оценки проблемы и характеризует отношение к ней в форме суждений по типу «да – нет», «за-против-не определился» и пр.
Интенсивность служит показателем силы общественного мнения, которую то приобретает вне зависимости от направленности.
Стабильность характеризует длительность времени, в течении которого большая часть респондентов устойчиво проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств.
Информационная насыщенность служит показателем того, какой объем знаний об объекте мнения принадлежит людям .
Наконец, социальные поддержка служит отражением степени уверенности людей в том, что их мнение разделяется другими людьми, принадлежащими к данной социальной среде.
В целом же справедливо говорить о том, что общественное мнение является динамическим процессом высказывания, уточнения и согласования мнений, в рамках которого совместно вырабатывается направленность действий.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Баранова Е. А. Конвергенция СМИ устами журналистов-практиков: монография. — М.: Прометей, 2017
2) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011.
3) Ворошилов В. В. Теория и практика массовой информации: учебник / В. В. Ворошилов. – СПб., 2016
4) Информационная эпоха: вызовы человеку. — М.: РОССПЭН, 2016
5) Ле Бон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия. Самара, 2001
6) Маркелов К.В. Информационная политика и общественный идеал. М., 2015
7) Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении [Электронный ресурс]. – URL: http://zhurnal.lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/cri ticalthink.shtml (дата обращения: 13.03.2021)
8) Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я // Я и Оно. Тбилиси, 1991
9) Язык средств массовой информации // Володина М.Н. (под ред.) Издательство: Академический Проект, Альма Матер. 2015. – С. 214.