Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос 1
Какие сферы рыночной экономики подвержены воздействию государства.
Между рыночным и общественным секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают обмен деятельностью и потоки экономических благ. Ресурсы государства, направленные на экономику общественного сектора, формируются за счёт законного изъятия части доходов граждан и организаций, например, посредством налогообложения.
Распределение ресурсов в экономике общественного сектора происходит главным образом не на рынке, а в сфере государственной власти.
Рыночная экономика любой страны представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.
В рыночной экономике существуют определенные сферы, где имеют место так называемые провалы или изъяны рынка. Именно провалы рынка обусловливают необходимость государственного вмешательства, цель которого - повышение благосостояния граждан. Провалами рынка не являются качество общественных товаров, а к «провалам» государства относятся внешние эффекты. Если рыночный механизм полностью или частично не выполняет своих функций регулятора экономических отношений, то эти функции выполняет государство. Государственное регулирование экономики необходимо прежде всего в следующих четырёх сферах [4].
Поддержка конкурентной среды. Действенная конкуренция не воспроизводится сама по себе. Накопление капитала ведет к его концентрации, а поглощение и слияние фирм ведут к централизации капитала. Таким образом, конкуренция, которая считается основным двигателем рыночного хозяйства, подрывает сама себя. В этих условиях государство обязано создать общеэкономические, правовые и социальные условия производственной деятельности; разработать и внедрить правила, обеспечивающие действенное функционирование конкуренции; контролировать выполнение этих правил, не подрывая права собственности и свободы хозяйственной деятельности.
Субъектами такого регулирования могут выступать антимонопольные службы (ФАС), Министерство экономического развития и другие органы
Обеспечение общеэкономической стабильности. Система рыночного хозяйства из-за сложности координации экономических действий допускает нарушения внутренней стабильности, сильные колебания конъюнктуры, возникновение отраслевых диспропорций. В связи с этим перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических и кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний. Для обеспечения общеэкономической стабильности принимаются трёхлетние бюджеты, национальные программы и проекты, проводит эмиссию Центральный банк и пр.
Социальная обеспеченность и сбалансированность. В современном обществе необходима защита интересов лиц, работающих по найму, потребителей, пенсионеров, больных, детей, молодёжи. Это связано с тем, что в условиях чистой рыночной экономики несамодеятельное население (больные, старики, инвалиды, сироты) могут вообще не получать никакого дохода, так как им нечего предложить для продажи на рынке. Согласно Конституции РФ, РФ является социальным государством, т.е. государство гарантирует защиту социальных прав граждан. Последний пример воздействия государства на рынок – поручение Президента Правительству принять меры по сдерживанию роста цен на продукты.
Преодоление кризисов на микроуровне. Сбои в функционировании рыночного механизма могут происходить и на микроуровне, на отдельных рынках товаров и услуг. В этих случаях государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы на местах. Примерами, может служить тарифная политика в электроэнергетике (дневной и ночной тарифы для физических лиц), региональные льготные кредиты для предприятий и предпринимателей.
Вопрос 15
Что такое смешанные общественные блага.
«Общественное благо» - это благо, использование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно.
Например, к числу обязанностей государства во всех странах относится обеспечение обороны. Граждане не могут приобрести право на защиту от агрессии индивидуально, так космические войска и полиция защищают всех граждан. Типичные примеры общественных благ: национальная оборона, фундаментальные научные исследования, система здравоохранения и т.п.
К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные. Однако это реальные экономические блага, так как эти блага обладают полезностью для потребителей, и их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ.
Выделяю два свойства общественного блага:
Неконкурентность (неделимость) общественного блага, то есть потребители не конкурируют между собой за потребление блага. Увеличение числа потребителей блага не влечёт за собой снижение полезности, доставляемой каждому из них, предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю [3]
Благо не может быть предоставлено отдельному индивиду и потребляется совместно, индивид не может непосредственно выбирать объем потребляемого блага. Неконкурентность порождает необычные для рыночной экономики ситуации: если имеется индивид, желающий воспользоваться благом, но не готовый за него платить, оптимальное использование ресурсов предполагает предоставление ему данного блага даром.
Неисключаемость, т.е. ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно. Потребление блага одним индивидом не исключает из потребления других индивидов, не возникает альтернативы в использовании блага с ростом его потребления, таким образом, потребление блага не убывает при росте интенсивности его использования. Поставщик общественного блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности, частные фирмы и индивиды не имеют возможности путём установления рыночных цен исключить другие частные фирмы и других индивидов з использования по крайней мере частью выгод (частью затрат), прямо связанных с производством и потреблением товара.
Санкции против неплательщиков обернутся ущербом для добросовестных пользователей. Например, городской парк отдыха. Достижение исключаемости (охрана, ограждение, плата за вход) общественного блага в виде отдыха в городском парке потребует огромных затрат и будет экономически нецелесообразным.
Свойства общественного блага внутренне взаимосвязаны. Наличие таких критериев, как конкурентность и неисключаемость, позволяют провести границу между чистым и общественным благами. Чистому соответствуют неконкурентность и неисключаемость, а частному — конкурентность и исключаемость. В реальной жизни чистое частное общественное благо можно представить как два крайних полюса шкалы экономических благ, между которыми находятся смешанные блага различного рода.
Все блага экономики можно разделить на чистые общественные, чистые частные и промежуточные формы.
Чистые общественные блага — блага, для которых в высокой степени присущи свойства неконкурентности и неисключаемости.
Бесплатность чистых общественных благ означает, что равновесие предложения и спроса на них устанавливается не с помощью механизма цен, а путем неценового механизма принятия решений.
Благо, потребление которого неизбирательно только до определенного уровня потребления, называется перегружаемое общественное благо. Типичный пример – шоссейные дороги, мосты, тоннели. До определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей остается одинаковой и вновь появившиеся потребители не ухудшают положение других пользователей, т.к. проблема избытка потребителей не стоит. Однако, начиная с некоторого момента, например, при пользовании шоссейными дорогами в часы пик, появление новых потребителей ведет к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости, к возрастанию опасности движения и к созданию прочих неудобств для всех.